Каким бы хорошим владельцем бизнеса ты ни был, всё равно среди сотрудников найдутся недовольные. И, как считает HR-директор Ольга Новгородова, проблема в том, что мало кто из подчиненных понимает сложности, с которыми сталкиваются предприниматели. По ее мнению, каждому было бы полезно организовать свое дело, чтобы лучше понимать боль и страдания бизнесменов.
Мне кажется, что любой человек должен попробовать открыть свое дело и развить его. Хорошо, не дело — дельце. Пускай этот опыт будет неудачным, не страшно. Зато по навыкам, опыту, пониманию бизнес-процессов — это лучше высшего образования, лучше любого МВА. И потом в найме будет работать сильно проще и понятнее.
Каково это:
1. 5 января платить всем сотрудникам полноценный аванс, с учетом того, что месяц тухлый, рабочих дней было всего пять. Фирма ничего не заработала, а платить всё равно всем надо.
2. После трех месяцев испытательного срока, когда вкладываешься в нового сотрудника, отправляешь его в командировку на стажировку, оплачиваешь полноценную зарплату и тратишь уйму времени на адаптацию и обучение, получать заявление об увольнении. Просто потому, что «не мое», — и начинать заново.
3.Самому быть и директором, и финансистом, и маркетологом, и грузчиком, если нужно, а в ответ на просьбу забрать визитки из типографии слышать от секретаря «я не курьер, это не входит в мои должностные обязанности».
4. Организовывать корпоратив — щедро и с душой, — а потом слышать мнения, что было скучно, неинтересно, а еда могла быть и получше. И вообще, лучше бы в караоке сходили, чем в боулинг. А, нет, лучше на картинг, чем в караоке. Нет-нет, лучше хорошо посидеть в дорогом ресторане, чем потеть на картинге.
5.Платить сотруднику 100 тысяч, налоги на его зарплату государству еще 42 тысячи, а потом выслушивать от него, что «вообще-то на рынке труда мои навыки ценятся в 120 тысяч». «Чистыми?» — спрашиваешь ты? «Не знаю, но я видел объявление, что в аналогичной компании предлагают зарплату 120, а у меня всего 100».
6. Нести ответственность лично — репутацией и кошельком за косяки людей из твоей команды.
«А потом сделать выговор тому, кто косякнул, и понять, что ты "тиран, трудовой абьюзер и рабовладелец"»
7. Уволить лентяя и прогульщика, а потом разгребать его жалобы в трудовую и прокуратуру. И охреневать от количества проверок. И еще и восстановить его в должности, потому что закон у нас очень лоялен именно к работникам, а не к работодателю.
8. Взять на работу молодую маму, которая сначала обещала, что с ребенком есть кому сидеть и вообще болеть она не планирует, а потом стабильно две недели в месяц уходит на больничный. Ты ищешь замену, просишь коллег подключиться, выручить. Выделяешь отдельный бюджет на это. Потом она и вовсе уходит на долгий больничный во время сдачи объекта. А когда ты только задумываешься о варианте ее увольнения, то тебя проклинают за твою бездушность.
9. На протяжении нескольких лет отлично работать с сотрудником, вкладываться в его обучение, вследствие чего он увольняется и уносит с собой всю клиентскую базу, все наработки и методички — и открывает собственное дело, становясь твоим прямым конкурентом.
10. Предложить уволиться сотруднику, который хреново работает. По-хорошему, без аттестационной комиссии и без неприятной статьи. А он требует не меньше трех окладов и грозит пойти в суд. Объяснять, что ни один собственник не будет увольнять хорошего работника. Это дело неблагодарное, поэтому приходится реально организовывать комиссию, которая доказывает непрофессионализм.
Что еще?
И не начинайте сейчас, у работников тоже много претензий к работодателям. Может быть, даже больше, но про них просто потом поговорим.
Согласны с автором?
Обратите внимание и на другие колонки Ольги Новгородовой — например, о том, как искать хороших работников с небольшой зарплатой, о самых странных случаях при приеме на работу, а также о том, как соискателям отказывают из-за возраста (и как с этим бороться). И безусловный хит Ольги — колонка про служебные романы.
Полезно почитать колонку Ольги Новгородовой о том, как владельцы компания лишают сотрудников больничных.