Сергей Третьяков много лет работал на руководящей должности в крупном сотовом операторе, потом ушел в свой бизнес (он — основатель «Кондитории» и «Фабрики вкуса ЕКБ»). В своем телеграм-канале предприниматель пишет про бизнес и воспитание детей.
Недавно Сергей съездил в Японию, чтобы посмотреть на новое оборудование, а также изучить культуру работы местных компаний. В своей колонке он рассуждает о том, насколько нужны штрафы.
Вообще, считаю, что штрафы — это зло. Это для меня означает, что я проиграл, что не донес ценность того, что хотел. Люди не разделили со мной идею, я решил их штрафовать.
После возвращения из Японии мы с командой обсудили вопрос, как японцы строили культуру избавления страны от мусора. Со слов местных жителей, ситуация с мусором была ужасной. Маленькая и густонаселенная страна была завалена мусором. Сейчас Токио (там, где я видел всё своими глазами) — один из самых чистых городов. По дорогам можно ходить босиком. На улицах нет ни одного пакета, кожуры от бананов или прочих органических остатков. Как, впрочем, нет и мусорных корзин, баков и прочих элементов мусорной культуры. Это жутко неудобно, но эффективно. Мусор несешь с собой до дома или отеля.
У каждого японца есть график на неделе, в какой день какой мусор они выкидывают в специальные хранилища. В один день — пищевые отходы, в другой день — пластиковые бутылки, в третий день — траву, скошенную на газоне, и так далее.
Как они к этому пришли? Местные говорят, что сначала были большие штрафы. Вот за это и зацепилась моя команда и предлагает ввести в компании штрафы за нарушения санитарной дисциплины.
Но я уверен, что проблема в другом. Проблема в том, что, если попросить человека, который живет в сарае, построить дворец, то на выходе будет просто большой сарай.
«Проблема в голове у людей, в их ценностях. Если у человека дома "санитарный сарай", то он не будет соблюдать правила на работе»
Мне ребята привели примеры повышенных штрафов за нарушения ПДД в России. Что, мол, раньше много нарушали, а теперь меньше. Соглашусь.
Но есть один важный элемент. Есть социальные нормы, или правила, которые возвели до уровня социальных норм. ПДД в России, мусор в Японии, воровство и коррупция в Сингапуре и так далее. Люди в подавляющим большинстве понимают, что нарушение вышеперечисленных правил — это нарушение социальных устоев общества, и они понимают, за что их штрафуют.
И штрафы в этом случае приобретают вид выборочного инструмента общественного порицания, а не массовый инструмент наказания. Тогда штраф работает. А если это будет массовая история финансовой дубины, то вызовет это только раздражение, злость и месть со стороны коллектива.
«Мстить будут по-разному, и изворотливость ума человеческого в этом случае непостижима»
Поэтому выход для нашей фирмы такой: нужно санитарные нормы возвести до уровня социальной нормы в компании, и после этого нарушителей можно штрафовать (и не обязательно финансово). На это может уйти от 3 до 6 месяцев.
А до этого момента вести постоянную разъяснительную и контрольную работу по важности соблюдения этих правил. Завершать любой разговор в компании фразой: «А вот если мы будем соблюдать санитарные правила, то результат будет гораздо круче».
У вас на работе есть штрафы?
Ранее мы публиковали колонку Сергея Третьякова о том, почему надо забирать смартфоны у детей. Также он объяснял, почему важно научиться увольнять сотрудников.