2023 год стал годом перестройки для бизнеса. Банкам также пришлось менять свои продукты и пересматривать сам подход к организации финансовых услуг. Одновременно с вызовами, обусловленными экономической ситуацией, кредитные организации получили и новые возможности, в том числе связанные с массовым внедрением технологий искусственного интеллекта. О том, как Росбанк идет по пути цифровизации, но сохраняет человеческий контакт с клиентом, рассказывает Ирина Татар, директор по работе с корпоративными клиентами Росбанка в Уральском регионе.
— Росбанк сейчас активно работает со средним бизнесом. Какие тенденции вы можете отметить в этом сегменте? Можно ли говорить о восстановлении и росте?
— Могу констатировать, что средний бизнес оказался очень стойким и выносливым. Последние пара лет стали временем испытаний и поиска нестандартных решений. Предприниматели, особенно те, чья деятельность была связана с импортом, были вынуждены быстро перестраивать работу с поставщиками и менять логистические цепочки. Но, даже несмотря на такие сложности, бизнес адаптировался к новым реалиям, растет и развивается. Мы можем сделать такой вывод на основе статистики по объемам выдачи кредитов. За весь 2022 год мы профинансировали средний бизнес на сумму порядка 32 млрд рублей, а за 10 месяцев 2023 года уже приблизились к цифре в 60 млрд. Я уверена, что к концу года этот показатель достигнет 75 млрд. Если наш прогноз оправдается, то объемы кредитования среднего бизнеса на Урале в нашем банке вырастут в два раза по сравнению с 2022 годом.
— В каких отраслях отмечается наибольшая активность?
— Традиционные отрасли для нашего региона — это металлургия, машиностроение, торговля. Все они показывают положительную динамику. Также мы видим рост во всех компаниях, которые смогли заместить иностранных подрядчиков, например, таких много в нефтегазовом секторе. Хорошие показатели у бизнеса, который был ориентирован на внутренний спрос, на производство оборудования.
— Вы говорили о росте кредитного портфеля, а сопровождается ли он ростом количества клиентов?
— С начала 2023 года в Росбанке в регионе количество клиентов уже выросло на 60%. Сегодня почти девятьсот компаний в УрФО являются нашими клиентами в корпоративном бизнесе. Мы приняли новую стратегию на следующие 5 лет, усилили команду, работаем над привлекательностью продуктов. Всё это дает свои результаты.
— Какие кредитные продукты пользуются особым спросом в новых реалиях?
— Да, рынок поменялся, товарное кредитование между партнерами в бизнесе сократилось. Это вынудило предпринимателей идти за заемным капиталом в банки. Заметный рост ощущается в классическом оборотном кредитовании.
Также новым драйвером привлечения клиентов являются скоринговые продукты, когда бизнес в течение пары часов получает решение о кредитовании до 100 млн рублей по сокращенному пакету документов, а реализация сделки — от подачи заявки до получения денег — занимает всего пять рабочих дней. Сейчас это очень востребованный продукт. Надо отметить, что мы облегчили процедуру принятия решения и по классическим кредитным предложениям, стараемся делать это максимально быстро.
Также мы остаемся активны в нашем документарном бизнесе: банковские гарантии, аккредитивы — всё это доступно и пользуется спросом. Участники госзакупок могут получить банковскую гарантию онлайн за два часа без посещения банка. Дистанционная банковская гарантия — необходимый инструмент для участника государственных закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ (615-ПП).
При росте ключевой ставки особенно актуальны стали госпрограммы. Самые распространенные в нашем регионе традиционно связаны с поддержкой малого и среднего предпринимательства, которые предоставляют корпорация МСП, Минэкономразвития РФ, Минсельхоз РФ, и есть существенный спрос на длинные деньги по программе Минпромторга РФ «Промышленная ипотека». С учетом того, что сейчас на рынке тренд на повышение ставок, эти программы очень востребованы.
— На какие цели бизнес берет кредиты?
— В основном это оборотное кредитование. Но есть запрос и на длинные инвестиционные цели: модернизация оборудования, покупка недвижимости.
— А есть ли спрос на услуги для внешнеэкономической деятельности? И как действующие ограничения повлияли на вашу продуктовую линейку для бизнеса?
— Мы по-прежнему остаемся активным участником внешнеэкономической деятельности. Я специально посмотрела статистику количества валютных контрактов в нашем регионе: был небольшой спад, но на текущий момент количество сделок выросло. Мы видим, что клиенты продолжают нам доверять. У нас по-прежнему доступны платежи в дружественные страны, остаются открытыми прямые корреспондентские счета в мягких валютах. А там, где мы не можем провести платеж, мы предлагаем клиентам услуги сети партнеров. Росбанк на сегодняшний день устанавливает прямые корреспондентские отношения с банками из дружественных стран, чтобы расширить перечень валют для совершения операций нашими клиентами. Отмечу, что сейчас банк активно разрабатывает решения для проведения трансграничных переводов в соответствии с требованиями законодательства и ограничениями Центробанка, так как этот запрос очень актуален.
— В каких именно валютах сейчас заключаются валютные контракты?
— Сейчас тенденция к росту операций в юанях. В общем объеме валютно-обменных операций в нашем банке более 90% приходится на юань. На самом деле, расчеты могут происходить в любой валюте, например в национальной валюте поставщика. Если в 2022 году это казалось чем-то экзотическим, то сейчас становится нормой.
— Расскажите про то, какие новые технологии вы используете в работе с корпоративным бизнесом? Возможно, задействуете искусственный интеллект?
— Мы не можем оставаться в стороне от глобального процесса цифровизации и активно используем искусственный интеллект — как в продуктовом направлении, так и в процессном. ИИ помогает нам в принятии скоринговых решений, также мы используем его для построения комплаенс-моделей, которые помогают банку работать над безопасностью и чистотой клиентской базы. У нас есть целые системы, которые по разным аналитическим параметрам предугадывают, какой продукт будет интересен конкретному клиенту в определенный момент времени.
Однако мы понимаем, что полностью на «цифровые рельсы» в корпоративном бизнесе мы не перейдем. Мы хотим оставаться банком с человеческим лицом. Искусственный интеллект выступает нашим верным помощником, но никогда не заменит живых сотрудников полностью, всегда будет оставаться человеческий контакт.
— Как вы видите применение цифрового рубля в бизнесе?
— Наш банк — один из первопроходцев в этом вопросе. Мы состоим в пилотной группе по тестированию цифрового рубля. В настоящее время Росбанк проводит транзакции с цифровыми рублями совместно с отобранной и согласованной с Банком России фокус-группой, в которую вошли физические и юридические лица, учитывая обозначенные регулятором базовые сценарии и требования. Участники уже имеют возможность открыть счета цифрового рубля, получив доступ к его платформе через системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) банка, пополнить указанные счета цифровыми рублями, совершать переводы цифровых рублей между физическими лицами и покупать реальные товары у юридических лиц. Клиенты, принимающие участие в пилоте, высоко оценивают удобство доступа к платформе цифрового рубля через дистанционное банковское обслуживание Росбанка, а также высокую скорость выполнения операций и понятный интерфейс.
Нам видится, что в корпоративном сегменте цифровой рубль может быть использован в сделках, где есть необходимость отслеживать всю цепочку прохождения бюджетных средств. В текущих реалиях для этой цели используются спецсчета, цифровой рубль может стать им альтернативой.
— Каковы ваши прогнозы относительно развития сегмента среднего бизнеса на горизонте 2–3 лет? Будет ли этот стремительный рост, который вы сейчас фиксируете, продолжаться?
— Думаю, подъем продолжится, но темпы его уже не будут столь велики. С одной стороны, можно предположить, что росту среднего бизнеса способствует уход ряда иностранных игроков, когда предпринимателям стало интересно развиваться в освободившихся нишах, а также поддержка государства в форме различных госпрограмм. С другой — увеличение ключевой ставки может снизить спрос на долгосрочные проекты, при коротком финансировании также необходимо учитывать рост издержек.
Несмотря на новые вызовы, именно в этом сегменте сейчас разворачивается максимальная конкурентная борьба среди банков. И для нас средний бизнес — одно из ключевых направлений в перспективе ближайших пяти лет. Мы понимаем, что предприниматели сейчас не работают с одним-единственным банком. Эта реальность ушла в прошлое, бизнес выбирает себе несколько финансовых партнеров, опираясь на удобство и выгоду. Мы будем стараться максимально закрыть потребности клиента, предоставляя выгодные условия по тем продуктам, в которых особенно сильны.
ПАО «РОСБАНК», rosbank.ru.