В Москве задержан блогер Аяз Шабутдинов по подозрению в мошенничестве при продаже образовательных курсов. В Екатеринбурге Аяз открывал коворкинг Names и центр предпринимателей Like, которые продолжают работу и сейчас.
Горожане влезают в кредиты и отдают за курсы сотни тысяч рублей, чтобы «легко зарабатывать миллионы». Ведь коуч обещает, что научит работать меньше, а получать больше. О том, как устроены екатеринбургские офисы Шабутдинова, E1.RU объяснила их бывший менеджер Валерия. Публикуем ее рассказ от первого лица.
О чем курсы?
«Лайк» — это огромная компания, с большим отделом продаж, своей образовательной площадкой, которую поддерживают куча сервис-менеджеров и сисадминов. В Екатеринбурге люди могут покупать курсы, смотреть их онлайн дома или в коворкинге Names, приходить на лекции от местных спикеров, общаться с другими бизнесменами, слушать вебинары в записи в общей комнате. Отдельно резидентство стоило от 16 до 200 тысяч, тогда в коворкинге можно занять рабочее место.
Как устроена продажа курсов: сначала приглашают на бесплатный вебинар, где Аяз и его выпускники рассказывают историю «успешного успеха», говорят, что пару лет назад были бедными, но после вебинаров стали зарабатывать миллионы.
Есть несколько видов онлайн-курсов. Самый дешевый — «Сотка», он стоит сто тысяч рублей, дальше «Скорость» за 300 тысяч, МСА — «Миллион с Аязом». Последний стоит соответственно, и это индивидуальное сопровождение бизнеса самим Аязом. А курсы делятся по специальностям и рассчитаны примерно на месяц.
Участники выбирают свою нишу и в будни работают онлайн по своим направлениям с наставниками — консалтинг, наставничество, бьюти, продажи и так далее. В выходные проходили онлайн-лекции и в коворкинг еще приглашали спикера из Екатеринбурга, там же предприниматели общались между собой.
«Скорость» — самый продаваемый курс. Там якобы учат открывать бизнес, зарабатывать на нем и масштабировать свое дело. Занятия вел даже не Аяз, а те, кто прошли у него обучение. Он появлялся в записях иногда.
Курсы представляют собой инструкции, как стать, например, продюсером для эксперта, как делать продажи, что такое воронка продаж, какие маркетинговые инструменты работают или не работают (кстати, там не всегда была актуальная информация). По сути — это стандартные знания экономического или бизнес-вуза.
Кто покупает курсы?
Клиентура была разная. Могли быть уже успешные предприниматели, им некоторые советы помогали. А бывали женщины и мужчины средних лет, которые вдохновились многообещающей рекламой и мечтали наконец уволиться с ненавистной работы, зарабатывать сотни тысяч рублей не напрягаясь. Ведь именно так и говорят в рекламе курса.
Так же были молодые студенты, не желающие работать после вуза за копейки. Очень много людей, которые хотели открыть магазин на маркетплейсе, продавать и тоже зарабатывать.
В коворкинге людям больше нравились даже не сами курсы, а атмосфера. Вместо вечно угрюмых коллег на работе они попадали в среду супербизнесменов с миллионными оборотами. Там проходят стратегические сессии, мозговые штурмы, лекции. Реальные бизнесмены делились своим опытом и помогали друг другу. И это работает для такой аудитории.
«А 50-летний дядя Ваня из бухгалтерии — просто просирает свои деньги. Ведь он толком не может разобраться, как компьютер включить»
Но это его выбор и всех недалеких людей, которые в таком положении покупали эти курсы.
Предполагалось, что за месяц обучения ты проходишь «Сотку», зарабатываешь первые сто тысяч и переходишь на «Скорость». Так вот, энтузиазм заканчивался, когда одни и те же люди проходили сотку по пять-шесть-десять раз и у них ничего не выходило.
Получалось хорошо зарабатывать в основном у тех, у кого уже был бизнес. Те, кто пришли с найма и с нулем в кармане, почти никогда ничего не зарабатывали. Они брали кредит и покупали курс, ведь Аяз обещал, что каждый может, а на практике всё получалось только у тех, кто и так с бизнесом.
Почему неудачники продолжали тратить деньги?
Один из главных девизов компании и Аяза: «Дело во мне». И он пропагандировал, что всегда виноваты только вы, если у вас ничего не получается. И люди думали, мол, буду стараться лучше. Но у них нет времени из-за основной работы, капитала нет, и из раза в раз они остаются в долгах.
Я думаю, что Аяз — прекрасный стратег. Он знает, на какую аудиторию и как продавать свой продукт. Он знает все болевые точки людей, и знает, что они и влезут в кредит, и продадут машину, чтобы только прикоснуться к мечте о миллионах.
Да, это бизнес, это капитализм. Одни всегда богатеют, другие беднеют. И это жестоко. Но люди сами несли деньги с удовольствием из-за собственной наивности и беспечности.
Не знаю, из какой семьи Шабутдинов, и правда ли его история о «подъеме со дна», но он создал очень шумную компанию, которая правда очень много зарабатывала на доверчивости людей. А сейчас все его коворкинги, кроме трех, работают в убыток и живут за счет Like.
Ранее мы рассказывали, что известно об Аязе Шабутдинове. Читайте также, чему миллиардер учит на своих курсах.