Екатеринбурженка Валерия Трубина создала собственный бренд медицинской одежды. На этот шаг она решилась в разгар пандемии, когда училась в медицинском университете и работала помощником в стоматологической клинике. До этого студентка никогда не шила, у нее было всего 20 тысяч рублей, но она рискнула — и всё получилось. Сейчас у нее свое производство в Екатеринбурге и магазин в центре Москвы.
Мы продолжаем знакомить вас с компаниями, которые претендуют на Народную премию E1.RU в номинации «Малый бизнес года». Рассказываем, как студентка сумела построить успешный бизнес, совмещая его с учебой и подработкой.
«Хотелось сделать что-то интересное и преподнести врачам»
История бренда началась, когда Лере был 21 год. Тогда она училась на четвертом курсе.
— Так как у меня специализация стоматолога, можно было работать ассистентом и писать научные статьи, чем я и занималась. Но чувствовала, что мне этого не хватает, — вспоминает Валерия.
Сначала она хотела открыть свой ортодонтический кружок, в котором студенты могли бы готовиться к ординатуре, но ее идею в вузе не поддержали. Тогда Лера стала думать, на что ей направить свою творческую энергию. Вдруг ей пришла идея — а может, создать что-то свое? Может, начать шить медицинскую одежду? В тот же день она придумала название будущего бренда: это было 9 ноября, по-английски — nine.eleveen, звучало хорошо.
— Мне хотелось сделать что-то интересное и новое и преподнести врачам. Я считаю, что профессия врача очень престижная, и мне грустно, что это скатывается просто в маркетинговую историю, в обесценивание профессии (хотя сейчас у меня есть бизнес, и я понимаю важность маркетинга, это палка о двух концах). Я поняла, что хочу помогать врачам выглядеть стильно на работе. Ведь пациент все равно оценивает облик доктора и стильного врача воспринимают по-другому, — так Валерия объясняет, почему решила заняться шитьем именно медицинских костюмов.
«Сшила два костюма, один продала»
Далее Лере предстояло изучить, что это вообще такое — пошив одежды.
— Я стала углубляться в тему, читать. Мама всегда говорила мне: «Лера, ты даже не можешь пришить пуговицу». Я никогда не шила, не умела подшивать. И вот я начала узнавать, что такое лекала, как составляется размерная сетка, какие есть костюмы, — признаётся предпринимательница.
В первую очередь Валерия стала смотреть в интернете, какая медицинская одежда есть в мире. Она понимала, что тяжелый крой сразу не освоить, поэтому для начала искала простые в изготовлении базовые костюмы.
— Я выбрала подходящие фасоны костюмов и цвета, переделала на свой лад, добавила карманы и нарисовала эскиз. Хотя это сложно назвать эскизом, это был набросок на уровне пятилетнего ребенка. Но мне повезло с фантазией, я могу придумать интересный воротник, другую деталь костюма.
Швея-конструктор поняла меня, сделала конструирование, лекала. Я хотела, чтобы было не только красиво, но и функционально, это важно. По этому принципу у нас все брюки идут на резинке с завязками — чтобы после плотного обеда не нужно было расстегивать пуговицу, а завязками можно регулировать брюки на талии, — рассказывает основательница бренда.
На начальном этапе денег у Валерии было немного — только то, что она получала с подработки. Брать деньги у мамы она не хотела, инвесторов тоже не привлекала. Своих средств хватило лишь на несколько видов ткани по 5 метров. Из нее сшили первые костюмы, фото выложили в соцсети.
— Когда у тебя мозг 20-летнего и ты ничего не понимаешь в бизнесе, продвижении — тяжело стартануть, — говорит предпринимательница. — Я сшила два костюма размера 44–46, один продала. Не было речи о ростовке брюк и других деталях, было просто два костюма разных цветов.
На тот момент Лера работала в клинике у своих преподавателей. Но мысль о том, что нужно продолжать шить, не давала ей покоя, и она предложила своим руководителям сшить для них корпоративную форму.
Владельцы клиники согласились. Лера попросила знакомую девушку нарисовать эскизы по ее описанию и согласовала их. Каждому доктору сшили костюм. Вырученные деньги студентка направила на конструирование лекал и построение размерной сетки.
— Это был не индивидуальный пошив, а стандартные размеры, — уточняет она.
Взяла кредит на производство
Сшитые уже по новым меркам костюмы Валерия сфотографировала на знакомых, которых попросила выступить в качестве моделей, и запустила таргетированную рекламу в соцсетях. Через месяц, в мае 2021 года, начали поступать заказы от врачей и клиник. Именно этот момент Лера и считает началом своего бизнеса — хобби переросло в дополнительный заработок.
Нужно было расширяться. Валерия начала искать место, где будут шить ее костюмы:
— Ездила по точкам, смотрела производство, говорила с людьми. Кто-то хотел обмануть, заламывал цены. Однажды мне сказали, что производство большое, на двадцать швей, а оказалось, что бабушка продает антикварные товары и в свободное от покупателей время шьет в магазине за заслонкой. Она еще и меняла цену каждый день. Но меня не устраивало качество ни одного производства: либо кривые швы, либо невыполнение в сроки. Быстро возникла мысль о своем производстве.
Ткань Валерия выбирала исходя из потребностей медиков, о которых хорошо знала по собственному опыту: нужно было, чтобы ткань не мялась, была приятной на ощупь и чтобы человек в ней не потел.
«Моя команда — моя сила»
Затем удалось найти хороших швей, но все они работали на дому, а заказов было так много, что они просто не справлялись с объемами. Лера решила запустить собственное производство. Для этого пришлось взять кредит. На заемные деньги она арендовала подвал в центре Екатеринбурга за 17 тысяч рублей в месяц, купила несколько швейных машин, взяла на работу швею.
— Было страшно взять первого сотрудника, это ответственность, ты должен в любом случае обеспечить ему зарплату. И страшно контролировать кого-то. Сама я тогда только перешла на пятый курс университета, — вспоминает Валерия.
Хозяйка бренда кроила, а отшивала всё ее единственная сотрудница. Через несколько месяцев производство переехало в помещение побольше, в штате появилось еще несколько швей, закройщик и менеджеры.
Сложный период пришелся на декабрь 2021 года: Лера тогда училась шесть дней в неделю.
— На производстве было уже больше пяти человек, — делится она. — Мне нужно посчитать всем зарплаты, выдать работу, проконтролировать выполнение, проверять менеджеров, генерить контент и контролировать, чтобы всё выходило в срок.
«Я могла заплакать на ровном месте: то одно, то другое не получается, а ты девочка, всё на твоих хрупких плечах, а ты к этому не была готова»
Чтобы немного снять с себя нагрузку, основательница бренда устроила к себе новых сотрудников, в обязанности которых входили контроль и продвижение.
— Ко мне приходили люди, которые уже имели опыт работы на производстве, я прислушиваюсь к ним. У меня появилась знакомая, которая работала в Доме моделей еще до распада СССР, когда не было частных производств. Всё это подарки судьбы. И я считаю, что если ты хороший человек, то тебе попадаются отличные люди, — говорит Валерия. — Моя команда — моя сила, я их очень люблю, они прислушиваются, ничего не нужно досконально контролировать. Я чувствую энергетику уже на собеседовании, если не случается мэтч во время разговора или стажировочного срока, мы прощаемся. Я руководствуюсь принципом, что я должна заслужить уважение сотрудников и мое уважение нужно заслужить.
«А что будет, если я не вывезу?»
Еще одно испытание для бизнеса случилось в феврале 2022 года. Курс доллара скакнул, и, как следствие, подорожали техника, фурнитура и обслуживание производства. Цены на ткани подскочили в два раза. Сложности возникли и с таргетированной рекламой в соцсетях.
— Сотрудники трудоустроены официально, за них у меня ответственность. Я думала: а что будет, если я не вывезу? Но отгоняла эти мысли. Я сказала себе, что, если хотя бы останусь на рынке и на том же уровне, это уже будет говорить о моей предпринимательской жилке. Во «ВКонтакте» развиваться у нас не получалось, три таргетолога не дали результатов, потому что там просто нет нашей целевой аудитории. Но нас спасло сарафанное радио, которое тогда как раз начало работать. Летом мы вернулись в плюс. Мы не потеряли в качестве и повысили цену всего на 30%, — говорит Валерия.
Выручка компании тогда упала наполовину, зато удалось сохранить всех сотрудников. Бренд отказался от рекламы, новые заказы поступали по рекомендациям врачей и от сотрудничества с блогерами.
Год назад компания приняла участие в двух медицинских выставках в Москве. После этого в мультибрендовом магазине столицы открылся отдел nine.eleveen, а в июне 2023 года фирма обзавелась собственным магазином в центре Москвы. Как утверждает сама Валерия, основная ее целевая аудитория находится именно в столичных регионах. При этом производство медицинской одежды продолжает работать в Екатеринбурге.
Вышли на оборот в 5–6 миллионов в месяц
Сейчас швейное производство Валерии Трубиной, по ее словам, вышло на рекордные показатели: оборот — 5–6 миллионов рублей, выручка — 2 миллиона в месяц. Один костюм стоит примерно 7–8 тысяч. Девушка рассказывает, что заказы поступают не только из России, но и из других стран, например Испании, США, Латвии и стран СНГ.
Большую часть заработанного предпринимательница старается вкладывать в развитие бизнеса.
— Бизнес — это круглосуточная работа. Страдает личная жизнь, физическое и ментальное здоровье. Это лично мое убеждение. Когда люди начинают пропагандировать предпринимательство, мне кажется, что они никогда этим не занимались. Это очень сложно, особенно для девушки. Не хочу показаться выпендрежницей, просто нужно рассчитывать силы. А если уж и браться, то только за то, что реально нравится. Я живу работой и кайфую от этого, — говорит она.
Сейчас Лера уже окончила медицинский университет, но работать по специальности пока не планирует. В октябре у нее выйдет новая коллекция.
Nine.eleveen — финалист Народной премии E1.RU. Если вам понравилась история этого бренда, отдайте за него свой голос по этой ссылке или поддержите другого участника. Имена победителей мы объявим 20 октября на церемонии в «Космосе». Вести ее будут Андрей Малахов и Екатерина Варнава.
Прочитайте также историю Саши и Рустама, которые ушли с завода и основали свое ателье сумок. А еще мы рассказывали о екатеринбурженке, которая после 10 лет работы в одной из крупнейших компаний страны уволилась и стала шить детскую одежду. Эти смелые предприниматели тоже претендуют на победу в номинации «Малый бизнес года».