При слове «ферма» в голове появляются огромные угодья где-нибудь на окраине деревни: коровы и козы пасутся на полях, рабочие собирают урожай, из курятника доносится кудахтанье… Идиллическая пасторальная картинка. Оказывается, не каждая ферма выглядит именно так: на обычном участке в частном секторе вполне можно разбить хозяйство и даже зарабатывать на нем. Именно это сделал со своим домом Александр Анатольевич Крыжановский — 12 лет назад он основал небольшое подворье в Арамиле и променял городскую жизнь на сельский колорит.
— Я отработал 25 лет в МВД, вышел на пенсию, продал квартиру в Екатеринбурге, дачу в Горном Щите и купил здесь только что построенный дом. Сделал ремонт и подумал: раз я живу в своем доме, обязательно надо завести хозяйство, — рассказывает Александр Анатольевич. — Сначала курятник построил, потом еще один и еще… Сейчас в общей сложности у меня пять помещений для животных. Для них всё сделал, а для себя беседку не могу построить.
Смеясь, Александр Анатольевич открывает калитку в индюшачий загон. Птицы шумят и жмутся по углам — не привыкли к гостям, ведь экскурсии на ферме не проводят, лишь сегодня сделали исключение для журналистов. Взрослые индюки живут отдельно от птенцов, у последних свои стайки — так фермеры называют хозяйственные помещения. Маленькие индюшата соседствуют с перепелками и «бройлерятами» — подросшими и совсем крохотными цыплятами. А за стенкой — две хрюшки и два бычка, которые, наоборот, обрадовались визитерам: слишком любят внимание, кормежку с руки и поглаживания.
— Рогатым нравится обниматься, приходится их тискать, — улыбается Александр Анатольевич, доставая яблоки. — Вот сейчас им фруктов дам, потом будут мычать и еще выпрашивать. Избаловали мы их.
Фермер признается, что содержание животных требует очень много времени и денег. Домашнее подворье для Александра Анатольевича — не столько бизнес, сколько дело для души, но на одну пенсию кормами не закупишься. Поэтому продукцию берут соседи, спортсмены с местной волейбольной площадки, где пенсионер до сих с удовольствием играет сам. Все знают, как он выращивает и кормит животных — никаких химикатов, только поливитамины и глюкоза. И немного «вкусняшек» в виде хлеба, овощей, фруктов и круп из «Пятёрочки». Но за ними фермер не ходит в супермаркет, как все.
— Года четыре назад на меня вышла компания-агрегатор, которая предложила заключить договор и забирать из магазина продукты, потерявшие товарный вид до истечения срока годности. Например, упаковка помялась, помидор залежался какой-то не очень красивый. Продукты абсолютно нормальные, свежие — не выбрасывать же их, это грех, я считаю, — делится Александр Анатольевич. — Каждый день мне собирают 3–4 коробки, я приезжаю и увожу на ферму, своим животным в качестве десерта. Получается хорошее дополнение вдобавок к основному корму, и за небольшую плату — выходит даже немного сэкономить на расходах.
Бычки, например, с удовольствием едят хлеб, фрукты и овощи. Птицам отходит пшено, а маленьким индюшатам перепадает творожок — кальций все-таки.
— Проект по сокращению пищевых отходов и передаче продукции нетоварного вида фермерским хозяйствам для корма животным был запущен в 2017 году и реализуется в регионах по всей России. Добросовестных фермеров выбирают на основании торгов и строгого соответствия внутренним регламентам компании, — прокомментировали в торговой сети «Пятёрочка». — В присутствии обеих сторон (администрации магазина и фермера) продукты взвешивают и грузят в автомобиль фермера, далее он везет их к себе на подворье.
В Свердловской области на корм животным за полгода передали 40% продукции, потерявшей товарный вид до истечения срока годности. Это в два раза больше, чем в среднем по России. Всего к программе подключили 10 фермерских хозяйств в разных регионах страны, и к 2023 году им отправили более 297 тысяч тонн фруктов, овощей, хлебобулочных изделий и бакалеи. Все эти ценные ресурсы могли просто уйти на выброс, тем самым вредя окружающей среде, но еще приносят пользу.
В будущем в «Пятёрочке» планируют популяризировать программу, улучшать логистику и схемы взаимодействия с хозяйствами, чтобы фермерам было еще удобнее забирать продукты.
— На ферме я работаю практически один, и времени на всё хватает с трудом. На выходных, конечно, приходит помощник или родственники приезжают, но в целом мой день полностью тратится на уборку и кормежку животных, — говорит Александр Анатольевич. — Утром встаешь, идешь нарезать те же овощи и фрукты, насыпать пшено, чистить стайки, сыпать опилки, чтобы было всегда сухо… Ферма — это вся моя жизнь, если буду сидеть — заржавею. Я три года в отпуск съездить не могу, но ничего страшного, все равно еще съезжу, дети и племянники справятся.
Напоследок Александр Анатольевич успевает накормить гостей самодельным голландским сыром на домашнем молоке — еще одно хобби фермера. Сыр и правда получился какой-то особенный, да и вообще, с фермы уезжать не хочется, настолько здесь душевно. Удивляешься, что в 61 год у человека может быть столько энергии, чтобы самому содержать целое подворье. Наверное, это возможно, только если по-настоящему любишь свое дело.