Бывало ли, что вы едете в такси, а водитель говорит: «Вообще-то я бизнесмен, а тут просто подрабатываю»? Часто за этой фразой ничего не стоит. Но екатеринбуржец Алексей Прядкин может произносить ее без зазрения совести. К 23 годам он создал собственную шоколадную мастерскую, а в свободное время и правда развозит пассажиров. Рассказываем его историю.
«Моя жизнь началась и продолжается в кризисе»
В 19 лет, когда все сверстники учились в вузах, Алексей решил начать заниматься бизнесом: он с детства мечтал иметь свое дело. Но первый старт не задался. Это был интернет-магазин кроссовок, который быстро прогорел. К тому же идея с предпринимательством не нашла поддержки у родственников.
— Моя мама, как и все советские люди, хотела, чтобы ее ребенок учился и получал образование, но так получилось, что моя жизнь началась и продолжается в кризисе. Что будет завтра — не совсем понятно, страшно лишиться работы, — признается Алексей.
Вскоре после провала магазина кроссовок парень открыл свою шоколадную мастерскую. Идея возникла после общения со знакомым, который купил франшизу производства роз из шоколада и посоветовал ему сделать то же самое.
— Тогда я не мог купить себе франшизу, так что стал маленькими шажками сам развиваться в этом направлении, — вспоминает Алексей.
На начальном этапе строить бизнес было непросто, мастерскую пришлось организовать прямо в квартире. В 2019 году Алексей только переехал в Екатеринбург (сам он с Ямала), у него почти не было денег. Чтобы добывать их, приходилось подрабатывать.
— Я работал где придется — то курьером, то разнорабочим за 10 и за 20 тысяч. Я даже не мог купить необходимый инвентарь и формочки для изделий. В общем, быстро ничего не развивалось. Но я всё равно как-то копил, старался вкладываться в качественный инвентарь, который долго служит (но много стоит), — рассказывает молодой предприниматель.
Мастерская росла, когда все закрывались
Толчком для развития мастерской, как ни странно, стала пандемия коронавирусной инфекции. Правда, Алексей считает, что ничего удивительного в этом нет: во время локдауна люди сидели дома и совершали много покупок в интернете. К тому же на тот период пришелся сезон праздников, так что спрос на букеты из шоколадных роз был большим.
Со временем ассортимент мастерской стал пополняться: к шоколадным цветам добавились разные фигуры, плитки и наборы конфет. Необходимость в этом созрела, когда начинающий шоколатье понял, что спрос растет: в один из первых годов работы на 1 Сентября мастерская получила заказы на 80 тысяч рублей, ко Дню учителя — на 120 тысяч, а к Новому году — на полмиллиона.
Технологии производства изделий из шоколада Алексея никто не обучал — всё осваивал сам. Шоколад для своей мастерской Леша закупает бельгийский, достойных аналогов на российском рынке не найти, утверждает он.
Сферы общепита и производства пищевых продуктов Леша называет самыми сложными в бизнесе. Всё из-за слишком жестких санитарных требований.
— Есть тысяча законов, всё нужно прочитать и понять, что из этого тебе нужно, а что нет. Например, в пекарнях используется мука, а у нас нет, поэтому предъявляются разные требования к помещениям, разные правила пожарной безопасности, — объясняет владелец шоколадной мастерской.
Время поиска новых решений
В 2022 году бизнес Алексея встретился с испытанием. На тот момент все продажи мастерской велись через Instagram*, и когда соцсеть попала под запрет, то бизнесмену пришлось срочно искать ей замену.
— Тогда продажи в Instagram* упали чуть ли не до нуля. Мы перешли на Avito и Wildberries. Wildberries, кстати, единственный, кто давал работать самозанятым, на остальных маркетплейсах такой возможности не было — там нужны были документы, — делится Леша.
Когда начинающий предприниматель стал продавать свой шоколад через популярный маркетплейс, там, по его словам, еще не было такой продукции. Сейчас ее стало гораздо больше. Но с ростом конкуренции продажи только выросли, уверяет Алексей, ведь вместе с появлением новых производителей изделий из шоколада стала увеличиваться и их популярность.
Рост продаж позволил Алексею оставить подработки и сосредоточиться на развитии бизнеса. Появились деньги на открытие собственной мастерской: ее Леша вместе с супругой Алиной (она с самого начала помогала ему) запустил в августе 2023-го.
Работа в такси — это вынужденно
Прежде чем открыть мастерскую, Алексей несколько месяцев делал в помещении ремонт. Ему каждый день нужно было ездить из дома на улице 8 Марта в бизнес-центр в микрорайоне Шарташ — растояние приличное, да и без того поездок по делам было очень много. Чтобы каждый раз не тратиться на курьера, пришлось в кредит купить машину.
— В мае я начал работать в такси — это было вынужденно, была необходимость окупить машину. Чаще всего я забираю тех пассажиров, кому со мной по пути, чтобы не тратить слишком много денег на бензин. Раньше у меня уходило по 1–2 тысячи рублей в день на такси или курьеров, а теперь сам столько зарабатываю, — поясняет Алексей.
Он отмечает, что, развозя пассажиров, зарабатывает около 600 рублей в час. Часть суммы приходится тратить на обслуживание автомобиля и на комиссию агрегатору, но заработок получается всё равно выше, чем средняя зарплата по региону в 60 тысяч рублей. Это помогает выплачивать кредит на покупку машины и закрывать некоторые потребности по бизнесу. А еще, начав работать в такси, парень смог сыграть свадьбу. Теперь мама Леши, которая помогла ему с покупкой авто, тоже задумывается над тем, чтобы начать работать в такси.
При этом Леша признается, что работать таксистом ему нравится меньше, чем развивать бизнес, но и здесь есть свои плюсы.
— Это спокойная работа: клиенты обычно просто сидят, ничего не говорят. Я езжу в основном днем, так что агрессивные пассажиры мне не попадаются, — отмечает парень.
Следующая цель, которую ставит перед собой бизнесмен, — расширение ассортимента и выход на масс-маркет.
— В этой мастерской мы сейчас можем делать любую продукцию [из шоколада], не только сувенирную. Сейчас основная цель — выйти на массовое производство, потому что сувенирка — это сезонный бизнес: можно заработать деньги за месяц, за два, но этих праздников всего три-четыре в году, — делится планами Алексей.
Он понимает, что для расширения производства нужны инвестиции в оборудование. Но сначала нужно закрыть кредит на машину. Подработка помогла бы Леше сделать это быстрее, но мешает новый закон о такси.
— Теперь водителям нужно делать справку об отсутствии судимости и новый полис ОСАГО. Это не 5–10 тысяч, как на обычную машину, а в несколько раз больше. К тому же там нужно каждый день ездить на медобследование, составлять путевые листы. Я пока даже вникать в это не стал — некогда. После 1 сентября в такси больше не работал, — рассказывает Алексей.
При этом он не исключает, что в будущем продолжит возить пассажиров — всё будет зависеть от доходности бизнеса. Сейчас его мастерская в год зарабатывает примерно 2 миллиона рублей. Алексей и Алина надеются, что после выхода на массовое производство шоколадных плиток и орехов в шоколаде они смогут увеличить доходы и сделать их более равномерными и независимыми от сезонности.
Почитайте и другие истории из нашего цикла «Маленький, но гордый бизнес». Например, про молодую маму из Екатеринбурга, которая построила свое дело на леденцах и зарабатывает сотни тысяч рублей в месяц. А другая уралочка создала шоколадную фабрику, чтобы помочь сыну с ДЦП. А еще недавно екатеринбуржцы рассказали о своих неудачных попытках запустить бизнес — почитайте, чтобы не повторить чужие ошибки.
* Соцсеть запрещена на территории России.