Екатеринбург входит в четверку российских городов по количеству заявок на франшизы: каждый месяц в городе открываются новые пекарни и пиццерии, кофейные автоматы и точки по ремонту техники. Многие популярные магазины, медицинские лаборатории или детские развивающие клубы в уральской столице тоже работают именно по франшизе. Как это устроено, чем франчайзинг привлекает екатеринбургских предпринимателей и чем отличается от других бизнес-форматов? Сложно ли открыть франшизу и сколько денег для этого нужно?
- Что такое франшиза
- Какие франшизы популярны в Екатеринбурге
- Какие шаги нужны для открытия франшизы
- Сколько это стоит
Что такое франшиза
Если коротко — это возможность открыть свой бизнес под уже известным брендом. Компания продает партнерам право действовать от своего имени. Предприниматели могут быстрее раскрутиться и получать прибыль, работая «в лучах чужой славы», — не нужно с нуля придумывать концепцию и выстраивать бизнес-процессы, а также вкладывать огромные ресурсы в продвижение: бренды обычно помогают своим франчайзи с подготовкой к запуску, рекламой и поиском клиентов.
Владелец бренда, в свою очередь, получает возможность быстро масштабироваться, открывая «клоны» своих фирменных точек в разных районах и городах.
Какие франшизы популярны в Екатеринбурге
По меньшей мере две трети франшиз, которые уже открыты или предлагаются на продажу в Екатеринбурге и Свердловской области, приходится на сферу услуг и розничной торговли. Активно открываются магазины готовой еды или разливных напитков, аттракционы виртуальной реальности, экспресс-парикмахерские и пункты выдачи заказов. Также по франшизе реально открыть частный детский сад, центр лазерной эпиляции, модельное туристическое или HR-агентство — словом, есть варианты в разных отраслях бизнеса.
Какие шаги нужны для открытия франшизы
Чтобы открыть франшизу, предпринимателю нужно определиться со сферой и выбрать компанию. При поиске и сравнении стоит почитать отзывы и проверить рейтинги по открытым источникам: «пробить» товарный знак по базам Роспатента и контрагентов, изучить сайты налоговой а также поискать, не было ли судебных производств и банкротства.
Здорово, если получится выйти на действующих партнеров сети в вашем городе и пообщаться с ними, в идеале — лично посетить точку и посмотреть на бизнес изнутри. Стоит поинтересоваться, какие были сложности, всё ли в описании франшизы соответствует действительности, насколько компания-владелец бренда идет на контакт и помогает решать вопросы и т.д.
Следующий этап — взаимодействие с франчайзером. Как правило, сначала нужно подать заявку в интересующую компанию, потенциальным партнерам высылают подробности и условия, приглашают на переговоры. Если стороны всё устраивает, нужно будет заключить договор, согласовать локацию и подготовить ее к запуску: сделать ремонт, нанять и обучить персонал, провести рекламную кампанию.
Сколько это стоит
Как правило, при открытии франшизы предприниматель должен на старте заплатить владельцу так называемый паушальный взнос за использование бренда, а затем регулярно выплачивать роялти — фиксированную сумму или определенный процент от выручки. К этому нужно прибавить расходы на аренду, оборудование и так далее — как правило, они не входят в стартовый взнос и учитываются отдельно. Но есть компании, которые не берут с партнеров стартовый взнос и роялти — в этом случае расходы будут только на подготовку помещения. Например, для открытия пункта выдачи заказов популярного маркетплейса на старте потребуется около 80–200 тысяч рублей.
— Эта сумма нужна, чтобы арендовать подходящее коммерческое помещение и сделать в нем косметический ремонт. Из оборудования понадобится компьютер и сканер штрихкодов, — пояснили в компании Ozon, где на партнерские точки приходится 97% сети. — В дальнейшем в расходы ПВЗ входит аренда, зарплата сотрудников, налоги и взносы за сотрудников, коммунальные услуги и интернет. Партнеры Ozon не платят роялти, а компания поначалу добавляет к заработку до 100 000 ₽ каждый месяц. Плюс владельцы могут организовать у себя на точке дополнительный заработок: принимать заказы других логистических компаний, отправлять от пункта курьерскую доставку, получать комиссию за прием товаров продавцов и т.д. За год доход франчайзеров Ozon вырос на 30% — и это несмотря на открытие новых точек, где не сразу высокий оборот.
В случае же, если франшиза предполагает стартовый взнос и роялти, то диапазон цен достаточно широк. Есть франшизы стоимостью как от 50–80 тысяч рублей за покупку — до ремонта и аренды помещения, так и свыше 3–4 миллионов. Роялти может составлять до 50% от выручки, но в среднем в сфере торговли это 3,5–4%, в интернет-сфере — около 10%. Стоит отметить, что в Свердловской области наибольшим спросом пользуются франшизы стоимостью до миллиона рублей.