Субботнее утро, на часах 09:30, а в торговом центре на улице Победы уже многолюдно. Перед входом в уралмашевский секонд-хенд собралась толпа подростков, человек из 30. Мы разговариваем с компанией парней, на вид им около 16 лет, спрашиваем, что тут за ажиотаж.
— В 10 часов откроется секонд-хенд с брендовыми товарами по дешевке. Тут каждую субботу так: завоз товара, потом его всю неделю продают со скидками. Но нужно успеть купить сейчас, а то потом просто ничего не останется, — объясняет нам один из подростков, который представляется Александром.
Он рассказывает, что сам здесь впервые, узнал о распродаже от друзей и решил попробовать отыскать на полках с б/у одеждой что-то стоящее для себя. Признается, что конкретной цели у его шопинга нет: собирается посмотреть, что тут вообще есть.
По разговору с его друзьями мы понимаем, что они пришли скорее на охоту за брендами, чем за экономией. Хотя ни одной конкретной торговой марки, которую тут можно найти, они не называют.
Замечаем в толпе высокого крашеного блондина в кожаной куртке и широких черных штанах необычного кроя. По его броскому гардеробу нетрудно догадаться: он тут частый гость. Мы решаем познакомиться. Парня зовут Антон, и он действительно иногда закупается в этом магазине.
Антон рассказывает нам, что многие из покупателей приходят сюда за вещами, чтобы потом перепродать их в несколько раз дороже. Сам он покупает одежду исключительно для себя, уверяет парень. Сегодня, например, он пришел за джинсами.
Минут за 15 до открытия к железным ставням подходит сотрудник торгового центра и открывает их. Не дожидаясь полного поднятия ставен, подростки пролазят под ними и устремляются к эскалатору. Он ведет на цокольный этаж, где и находится секонд-хенд. В торговый зал еще не запускают, вход перегородили тележками, так что покупателям остается только занять место поближе ко входу и ждать отмашки от работников магазина.
Желающих пошопиться становится всё больше. К компаниям подростков присоединяются стильно одетые молодые женщины и пенсионеры.
— Парни, ну пустите вы бабушку. Что вам, жалко, что ли? — обращается пенсионерка в модных кроссовках к ребятам, стоящим на самой выгодной позиции.
Ребята соглашаются пропустить пожилую женщину вперед.
Тем временем немолодой мужчина в потертой кепке, возможно, купленной здесь же, высматривает что-то за стеклом.
— Что ищете? — спрашиваем мы.
— Сумочки. Что-то не вижу пока ничего интересного, — вздыхает он.
Пока одни думают, как бы быстрее всех ворваться в торговый зал, другие готовят тележки. Сейчас начнется охота.
Замечая журналистов, люди в толпе начинают перешептываться. Реакция у всех разная: кто-то старается держаться от нас подальше, не желая попасть в кадр, кто-то, наоборот, радостно машет в камеру.
Ровно в 10:00 покупатели отодвигают тележки и залетают в магазин. Они подталкивают друг друга, кто-то успевает даже обменяться ударами, но, к счастью, обходится без потасовок. Как сумасшедшие, екатеринбуржцы разбегаются по торговому залу, носятся по нему, сбиваясь с ног.
— Ой, что-то я даже тележку не взяла, — восклицает женщина с охапкой обуви в руках. У нее там и сапоги, и босоножки.
Там же, в обувном отделе, замечаем пенсионера с полной тележкой самой разной обуви. Мужчина признается, что вообще-то ему понравились только сапоги. Всё остальное он, скорее всего, померяет и вернет на полку.
— Тут рядом блошиный рынок, вот там действительно можно найти какую-то интересную одежду и обувь, а тут совсем нет выбора, — отмечает покупатель.
На первых порах все стараются в буквальном смысле набить корзину вещами, как бы застолбить их за собой, так что хватают всё без разбора, а уже потом отбирают подходящее. В примерочной есть ограничение: не больше 20 предметов одежды.
— На такой шопинг у меня уходит около трех часов: сначала наберу всего, а потом меряю, выбираю, ненужное выкладываю. Дело в том, что подростки сразу стараются разобрать всё самое интересное, нужно постараться их опередить, — объясняет нам одна из покупательниц.
Женщина просит не фотографировать ее и не называть имени, но общается с нами открыто. Так себя ведут не все. Одна из покупательниц замечает нашего фотографа и начинает тревожиться.
— Там вон мужчина ходит с профессиональной камерой, снимает нас всех крупно. Он что, не понимает, что его тут могут избить? — говорит она.
Однако никто и не думает на нас бросаться. Кажется, покупателям вообще не до журналистов — все увлечены поиском чего-нибудь стоящего.
Мы тоже решаем изучить ассортимент. Ориентироваться в магазине нам помогают таблички «Джинсы», «Брюки», «Платья», «Спортивная одежда» и так далее. Но на этом удобство заканчивается. Четкого разделения на мужское и женское здесь нет, найти размеры вещей тоже непросто — всё висит вперемешку.
Радует, что характерного неприятного запаха, как во многих секонд-хендах, тут нет — пахнет только что постиранными вещами. А вот внешний вид одежды не радует: много мятого и с пятнами. Обещанных брендов отыскать не удается. Едва ли не единственное, что можно принять за таковые — это яркая блуза с этикеткой Gucci, но без ценника.
Ценники, кстати, тут не такие, как в обычных магазинах. Это тонкие ламинированные полоски бумаги с указанием цены, но без какой-то дополнительной информации. Мужские рубашки здесь стоят в районе 750 рублей, джинсы — от 500 до 2000 рублей, шорты — от 350 до 750 рублей, лосины и спортивные штаны — от 500 до 1000 рублей, юбки — за 350 рублей, пара носков обойдется в 100 рублей.
Здесь можно купить даже нижнее белье — трусы и бюстгальтеры стоят около 250 рублей (в отличие от носков, новыми они не выглядят). Зато кроме повседневных предметов в залежах можно отыскать и кое-что экстравагантное. Как, например, этот корсет за 500 рублей.
Ближе к 10:30 ажиотаж немного спадает, и покупатели начинают более размеренно передвигаться по магазину.
— Что-то вас давно не было видно, — говорит сотрудница магазина одному из покупателей — пожилому мужчине, который только что пришел.
У них завязывается разговор. Дождавшись, когда они закончат, мы спрашиваем у продавца, много ли здесь постоянных покупателей.
— Да, очень. Причем приезжают сюда со всех районов города, — отмечает сотрудница.
— А откуда все эти вещи? — интересуемся у нее.
— Мы не знаем, нам не говорят. Просто привозят, и всё.
Разговор заходит и о размерах дневной выручки, но раскрывать ее продавцы не спешат.
На кассе тем временем уже скапливается очередь. Суммы покупок у всех разные — от 200 рублей до 2–2,5 тысячи. Мы тоже решаем кое-что приобрести. Выбираем пару игрушек как сувенир на память в редакцию. Пока стоим в очереди, разговариваемся с еще одной покупательницей. Мария Федоровна признается, что одевает в этом секонд-хенде всю семью: сегодня, например, купила мужу сланцы и кроссовки.
Что движет людьми, которые каждую субботу приходят сюда за ношеными вещами? Одними — стремление сэкономить, другими — найти что-то необычное. И то, и другое, как нам показалось, сомнительно: во-первых, джинсы за две тысячи — так себе экономия, за эту цену можно и новую вещь купить; а во-вторых, здесь можно провести несколько часов, но так и не найти ничего интересного.
По данным сервиса «Контур.Фокус», магазин «ZигZаг удачи» принадлежит ИП Козловой Юлии Сергеевне из Челябинска, основной вид деятельности компании — розничная торговля бывшими в употреблении товарами. Фирма была зарегистрирована в 2019 году.
Прошлым летом в Екатеринбурге закрылся один из филиалов другого популярного секонд-хенда «Баско Пати». Это произошло, несмотря на то, что весной 2022 года с российского рынка ушли сразу несколько международных брендов одежды, в том числе любимые многими Zara и H&M. Из-за этого, а также из-за снижения доходов у людей секонд-хенды стали особенно популярны.
О том, как стильно и красиво одеваться в таких магазинах, мы рассказывали в этом материале.