Предприимчивые екатеринбуржцы придумали новый способ зарабатывать с помощью маркетплейсов. Они решили распродавать бракованные товары по фиксированной цене — за кубометр такой продукции просят 5000 рублей. При этом покупатель до последнего не знает, что находится в коробках и в каком состоянии этот товар, то есть по большому счету получает кота в мешке. Разбираемся, почему люди решаются на это и законна ли такая торговля.
Никто не знает, что попадется
Объявления о распродаже поддонов со списанными товарами появились в соцсетях. Публикации со странными предложениями заметили читатели E1.RU.
— Пишут, что раздают товар возврата с Wildberries поддонами. Что-то вроде американской передачи, где люди покупают контейнер, а потом его вскрывают и смотрят, какие предметы внутри. Что это за новый лохотрон? — задался вопросом один из наших читателей.
Он прислал ссылку на пост, опубликованный в одном из сообществ во «ВКонтакте». Там прямым текстом говорится, что распродаваемый товар может иметь дефекты, зато есть возможность за относительно небольшую цену купить, к примеру, мелкую бытовую технику, спортивный инвентарь или посуду. Торговля ведется в складском помещении (фото и видео есть в распоряжении редакции).
— Приглашаем вас посетить увлекательный квест-аукцион. Продажа возвратов с Wildberries, с различной дефектовкой и без дефектов: повреждена упаковка, сколы, царапины, недокомплект. Поддоны формируются случайным образом. Цена — 10 тысяч за поддон, в котором два кубометра. Выбираете любой поддон, оплачиваете, после оплаты можете вскрыть, — отметил продавец.
В разговоре с корреспондентом E1.RU автор объявления объяснил, что его организация выкупает товары возврата с маркетплейсов, а затем продает их всем желающим.
— Там не всегда брак. Бывает, люди, которые торгуют через Wildberries, списывают товары в счет пени или аренды. Им проще списать в счет долга то, что они давно не могут продать. Большинство товаров приходят целыми — мебель в заводской упаковке, новые коньки, снегокаты и так далее, но бракованный товар тоже попадается, — сказал продавец.
По его словам, в основном такие товары пользуются спросом у перекупов. Наш собеседник заявил, что ведет торговлю законно, под официальным юрлицом, но называть его не стал.
Законно ли это?
Вопрос о том, на каких условиях Wildberries избавляется от бракованных товаров и в курсе ли компания о таком бизнесе, мы переадресовали в пресс-службу маркетплейса. Там ответили, что продавцы вправе распоряжаться своими товарами так, как им заблагорассудится.
— Wildberries — это онлайн-платформа, где предприниматели размещают и продают свои товары самостоятельно. Соответственно, продавцы могут распоряжаться своей продукцией на свое усмотрение: продавать ее покупателями или забрать ее, если был подтвержден брак, — пояснили в компании.
В то же время в Роспотребнадзоре подчеркнули, что, приобретая любой товар, покупатель должен точно знать, что и в каком количестве он получает.
— Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. На продавце лежит обязанность по предоставлению потребителю информации о товаре, в том числе о наличии в товаре недостатков, которая дает ему возможность правильного выбора, — объяснили E1.RU в пресс-службе свердловского управления Роспотребнадзора.
Те, кто всё же решается на такие покупки, должны понимать, что идут на риск. Председатель свердловского Общества защиты прав потребителей Александр Мильчаков утверждает, что, если покупателя не устроит качество приобретенных товаров, ему будет сложно отстоять свои права и вернуть деньги.
— Потребители берут все риски на себя. Если в момент покупки человек уведомлен, что товар бракованный, ему будет сложно предъявить что-то продавцу, — заявил эксперт.
Кстати, недавно Wildberries ввел новые правила возврата бракованного товара: с покупателей теперь снимают деньги за отказ от него (правда, потом обещают их вернуть). Мы публиковали истории уральцев, которым пришлось заплатить за ошибки продавцов, и их возмущения.
В центре скандалов нередко оказываются и другие сервисы. Например, недавно екатеринбурженка заказала детское пюре на Ozon и получила его с неприятным «бонусом».
Почитайте также истории так называемых челночников — предпринимателей, которые привозят одежду из стран ближнего зарубежья и продают ее на маркетплейсах.