В России растет популярность квизов. Это викторины, которые каждую неделю проводятся в барах и ресторанах. Участники объединяются в команды и состязаются друг с другом на сообразительность и логику. Но это не скучная интеллектуальная игра, а настоящий праздник с музыкой, едой, выпивкой и шутками от ведущего. Именно поэтому квизы успели завоевать огромную аудиторию. Рассказываем, как устроены барные викторины, сколько на них можно заработать и почему они так популярны.
С чего всё начиналось
В интеллектуальные викторины в России играют уже давно. Мода на них началась с телешоу «Что? Где? Когда?», ставшего популярной еще в советские годы. В этой передаче команда знатоков методом мозгового штурма в течение одной минуты ищет ответ на вопрос от зрителя.
Этот формат стал так интересен аудитории, что викторина давно уже вышла за рамки телевизионного эфира. Сейчас почти в каждом крупном городе есть своя лига ЧГК, и даже не одна. Наряду с традиционным форматом популярностью у игроков пользуются также спортивная и развлекательная версии.
В европейских барах викторины начали проводить еще в прошлом веке, а в России они стали популярны к середине 2010-х. Одной из первых — в 2015 году — в нашу страну пришла «Мозгобойня», созданная белорусами Екатериной Максимовой и Александром Ханиным. Первая игра состоялась в Санкт-Петербурге. В 2016 году франшизу купили предприниматели из Екатеринбурга Николай Тисенко, Руслан Гилязов, Александр Лежнин и Антон Писчиков. Им удалось создать сеть из нескольких городов и стать акционерами «Мозгобойни».
Примерно в это же время в России стартовал другой похожий проект «Квиз, плиз!» от бывших кавээнщиков Андрея и Галины Глинских (играли в команде «Сега Мега Драйв 16 бит»). Как рассказывал в интервью белорусскому порталу «Про бизнес» Андрей Глинский, в первый год существования проекта на его рекламу не потратили ни копейки: работало сарафанное радио.
Со временем конкурентов стало больше, и создателям квизов пришлось задумываться над тем, чтобы активнее привлекать аудиторию.
В Екатеринбурге сейчас проводят около полусотни разных квизов. Их объединяют схожие правила: участники должны преодолеть несколько туров, ответив на вопросы с текстом, видео, музыкой или картинками. А вот тематика заданий может быть разной — фильмы и сериалы, шедевры мировой литературы и музыкальные жанры. Большой популярностью также пользуются ностальгические игры, посвященные периодам из прошлого, чаще всего девяностым и нулевым годам.
Кто-то из организаторов проводит игры на разные темы, а кто-то специализируется только на одной. Викторины на какую-то узкую тематику, как правило, собирают меньше участников, чем классические интеллектуальные и логические игры, но зато у них всегда есть заинтересованная аудитория.
— «КвиззиЧ» — это квиз для любителей вселенной Гарри Поттера. Это не просто разовая тематическая игра, как у других, а целый квиз, полностью посвященный этой теме со своими рейтингами, лигами, тематическими призами и самое главное — неповторимой волшебной атмосферой, — объяснил E1.RU создатель викторины Алексей Фомин.
Экономика квизов
Всего за несколько лет барные викторины обрели огромную популярность. Сейчас в них играют не только в мегаполисах, но и в небольших городах и даже на предприятиях.
Всё это стало возможным благодаря активному развитию франшиз. Среди тех, кто продает небольшим местным предпринимателям право работать под известным брендом, есть создатели таких игр, как «Квиз, плиз!», «Эйнштейн Party», «Лучшее состязание детективов» (ЛСД). А «Мозгобойня» даже дважды попадала в рейтинг самых выгодных франшиз по версии Forbes.
Владельцы квизов утверждают, что этот вид бизнеса гораздо маржинальнее (выше разница между выручкой и затратами) и проще других. Например, на сайте компании Ruda Games, которая выросла из уральской «Квиз Мозгобойня» и в которую входят, в частности, сама «Мозгобойня» и «Туц Туц Quiz», сказано, что объем инвестиций в такой проект составляет всего 300 тысяч рублей (для сравнения приводятся аналогичные цифры для магазина — 6 млн, кофейни — 7,5 млн и пиццерии — 11,5 млн), а срок окупаемости — всего четыре месяца, а не один-три года. Выручка, которую обещают франчайзи, — 1,5 млн, а прибыль — 800 тысяч рублей в год.
Не менее заманчивые условия предлагают и покупателям франшизы «Эйнштейн Party»: инвестиции от 50 тысяч рублей, окупаемость от трех месяцев. На запуск проекта потребуется всего три недели. Справиться с ведением такого бизнеса, как утверждают его владельцы, смогут даже начинающие предприниматели.
На чем и сколько зарабатывают организаторы квизов? Обычно вступительные взносы составляют около 400 рублей с человека. В каждой игре, в зависимости от размера площадки, принимают участие 20–35 команд. В составе команды может быть не больше 10 человек, но идеальным считается состав из 7–8 игроков. Это значит, что за один квиз можно получить от 56 до 140 тысяч рублей.
Примерно столько же — от 50 до 150 тысяч — составляет выручка от одного корпоратива. Как отмечается на сайте «Квиз, плиз!», в Екатеринбурге игру можно заказать как на день рождения для небольшой компании в 20 человек, так и для целой свадьбы на 300 гостей. Также организаторы игр могут зарабатывать на партнерских акциях и коллаборациях.
Естественно, не все вырученные деньги достаются организатору. По словам бывшего совладельца проекта «Включи логику» Дмитрия Микрюкова, в проведении игры участвует большая команда, и каждому нужно заплатить.
— Во время квиза на площадке работают ведущий, фотограф, диджей, администратор и «ласточки» — ребята, которые собирают с участников бланки с ответами. Не стоит забывать про авторов, которые придумывают задания к каждой игре, и тех, кто пишет сценарий. Также нужно учесть расходы на аппаратуру, призы и распечатку материалов, — объяснил Дмитрий Микрюков.
А вот за аренду помещений, по словам нашего собеседника, платить приходится не всегда. Иногда организаторам удается договориться с владельцами баров и ресторанов, и те в свою очередь охотно идут на уступки, ведь на время игры они получают полную посадку, а игроки нередко заказывают еду и напитки.
С началом пандемии коронавируса, когда многие заведения закрылись, организаторы квизов начали активно развивать онлайн-направление, чтобы играть можно было даже из дома. Это помогло им пережить период антикоронавирусных ограничений и выйти на допандемические результаты.
Как рассказал E1.RU совладелец Ruda Games Антон Писчиков, несмотря на то, что викторины снова можно проводить в барах, сетевые игры никуда не делись.
— Структура доходов компании существенно изменилась. Отдельным большим направлением сейчас являются онлайн-игры, которые мы начали активно развивать в пандемию. При этом офлайн-игры продолжают оставаться нашей основой, — подчеркнул Антон Писчиков.
Почему квизы так популярны?
Сейчас из дома можно сыграть практически в любой квиз, но многие предпочитают все-таки собираться в барах. Люди приходят туда за особым настроением. Что их туда тянет, мы спросили у организаторов викторин и самих квизеров.
— Квиз — это больше, чем игра. Это праздник, который создают тщательно подобранная локация с хорошей кухней и напитками, зажигательная музыка от диджея, профессиональная фотосессия и, конечно же, подарки победителям игры и лотереи, — объяснила организатор «Эйнштейн Party» Елена Побожьева.
Она отмечает, что сообщество квизеров постоянно растет, потому что барные викторины позволяют ближе узнать своих друзей и коллег, пообщаться с ними в непринужденной обстановке.
Об этом же говорит организатор игр «Лучшее состязание детективов», «КвиззиЧ» и «Зомбоящик» Алексей Фомин.
«Квиз — это уникальный формат знакомства и общения с людьми. Это целый образ жизни через постоянное изучение чего-то нового»
Многие участники барных викторин знакомы с этой культурой уже несколько лет. Как, например, екатеринбурженка Анастасия Мельникова. Девушка играет в квизы в составе команды «Кусь-кусь клан», которая сейчас занимает первое место в рейтинге «Мозгобойни».
— Наша команда под нынешним названием играет с 2019 года, а вообще старожилы начали участвовать в квизах еще в далеком 2016-м. Команда первоначально состояла только из девушек — мы вместе учились в университете. Потом к нам подтянулись знакомые, знакомые знакомых, коллеги по работе и так далее. Так и играем. Стараемся ходить на каждую игру, в неделю их бывает по две-три. Играем не только в «Мозгобойню» — порой ходим и к другим организаторам — «Музыкальный бокс», «Угадай мелодию», «Квиз, плиз!» — поделилась Анастасия.
Она отметила, что игры помогают отвлечься от рутины и весело провести время. У известной среди екатеринбургских квизеров команды даже появилась добрая традиция — раз в три месяца ребята собираются на природе и проводят свой собственный музыкальный «кусь-квиз».
А вы когда-нибудь играли в квизы?
Правда, квизы — это не всегда про положительные эмоции. Как и в любом бизнесе, тут бывают споры, которые доходят до суда. Так случилось в декабре 2021 года, когда создатели «Мозгобойни» подали иск к своим партнерам — бизнесменам из Екатеринбурга. Екатерина Максимова и Александр Ханин обвинили Антона Писчикова, Руслана Гилязова и Александра Лежнина в том, что те тайно использовали прибыль компании.
Сейчас екатеринбургская Ruda Games, которая распространяет франшизу «Мозгобойня», активно покоряет международный рынок. Недавно мы рассказывали, как она завоевывает Дубай.
Все самые важные новости мы оперативно публикуем в телеграм-канале E1.RU. Обязательно подпишитесь на него!