Индустрия красоты — один из самых «домашних» видов бизнеса. Пожалуй, каждая женщина хоть раз ходила на маникюр к мастеру, который оказывает свои услуги не в салоне, а прямо в квартире. У такого формата есть немало плюсов, один из них — экономия. Но не только возможность сократить расходы заставляет мастеров работать из дома. Мы узнали, что еще движет ими, а заодно спросили у эксперта, законно и безопасно ли так вести бизнес.
Бьюти-мастера начали массово уходить в тень во время пандемии, когда салоны красоты можно было посещать только по QR-кодам. Тогда региональный представитель ассоциации предпринимателей индустрии красоты Юлия Силина в авторской колонке на E1.RU писала, что доля специалистов, которые ведут свой бизнес без регистрации и контроля со стороны государства, достигла 80%. Сейчас, по ее словам, этот показатель вырос.
Любая услуга в шаге от дома
В каждом чате дома можно без труда найти кучу объявлений о самых разных бьюти-услугах — от маникюра до лазерной эпиляции. Так что все они в прямом смысле находятся в шаговой доступности. Это особенно удобно для мам, которые сидят в декрете.
— Часто бывает так, что мне звонит девушка и говорит: «У меня только что уснул ребенок. Могу прийти прямо сейчас», — рассказывает мастер по лазерной эпиляции, косметолог Надежда Полякова. — Я готова пойти навстречу клиенту и принять его хоть в семь часов утра, так как я не ограничена во времени. В случае с салоном так сделать не получится: там есть четкий график и туда нужно записываться заранее.
Как экономия на аренде влияет на прайс
Надежда Полякова работает в индустрии красоты уже шестой год. Она начинала карьеру в Новосибирске, открыв там свой салон. В Екатеринбург переехала вслед за мужем, сменившим работу, но не смогла найти в новом городе помещение, которое подходило бы под санитарные требования и при этом не стоило космически дорого. Тогда Надежда решила принимать новых клиентов прямо у себя дома.
— Из съемного помещения тебя могут внезапно попросить съехать. Работая из дома, я этого уже не боюсь. Теперь мне не нужно платить за аренду офиса, это позволяет урезать расходы примерно на 40%, — признаётся Надежда.
Мастер уточняет, что живет и принимает клиентов в съемной двухкомнатной квартире в Академическом. Экономия на аренде позволяет Надежде снижать цены на свои услуги. За эпиляцию всего тела она берет 3000 рублей, для сравнения: в салонах Екатеринбурга такую услугу проводят за 3500–4500 рублей.
Свое рабочее место Надежда обустроила прямо в одной из комнат. Девушка уверяет, что следит за чистотой и соблюдает санитарные требования, а ее домочадцы не мешают клиентам.
Не нужно тратить деньги на проезд
Мастер по ламинированию ресниц и бровей София тоже сменила офис в центре города на квартиру на окраине. Сначала это была временная мера: девушка искала себе помещение побольше, но долго не могла найти подходящее.
— На время поисков я решила поработать из дома, но всем клиентам это так понравилось, что они сказали: «Оставайся дома» и стали ездить ко мне даже из других районов, — рассказывает София.
Для обслуживания клиентов она выделила часть комнаты и поставила там то же оборудование, что стояло в студии.
Сравнивая экономику своего бизнеса в офисе и на дому, мастер называет две статьи расходов, из-за которых у нее больше не болит голова. Кроме арендной платы — около 10 тысяч рублей в месяц — это еще и расходы на проезд.
София отмечает, что ей нравится работать из дома, при этом она не скрывает, что всё же хочет найти и снять подходящее коммерческое помещение в своем районе. Девушка планирует зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и развивать бизнес.
Купить квартиру выгоднее, чем арендовать студию
Пока одни специалисты придумывают, как встроить профессиональное оборудование в жилое пространство, не помешав при этом ни членам своей семьи, ни клиентам, другие покупают или снимают для работы отдельную квартиру.
Так поступила, например, мастер по маникюру Ирина Анисимова. Она начала зарабатывать на популярной бьюти-услуге несколько лет назад, когда ушла в декрет. Поначалу Ирина принимала клиентов у себя дома, но, когда ребенок подрос и пошел в школу, женщина решила, что пора переносить бизнес в какое-то другое пространство.
И тут она, как и другие наши собеседницы, столкнулась с проблемой поиска подходящего помещения. Дело в том, что в том районе, где живет Ирина, не оказалось небольших офисов, а за аренду больших просили 40–50 тысяч рублей в месяц.
— Для меня это было затратно. Поэтому я решила взять в ипотеку квартиру-студию с ежемесячным платежом 16 тысяч рублей. Это сопоставимо с арендой самого бюджетного помещения, а может, даже еще дешевле. Так что покупка студии оказалась выгоднее аренды помещения, — говорит Ирина.
Заехав в новую квартиру, мастер сделала декоративный ремонт в зоне приема клиентов.
— Естественно, всё сделала с учетом СанПиН, чтобы все поверхности можно было обрабатывать. Обклеивать стены помещения плиткой не пришлось, так как в квартире есть санузел с раковиной. Там у меня находится уголок для стерилизации инструментов, — поясняет Ирина Анисимова.
По такому же пути планирует пойти мастер перманентного макияжа Марина Панюшева. Сейчас она проводит процедуры в квартире, которую сняла специально для этих целей, но в будущем рассчитывает купить свою квартиру для обслуживания клиентов. О работе в салоне Марина никогда даже не думала.
— Я такой вариант не рассматривала, так как была цель работать исключительно на себя. Работа в квартире — это свобода творчества и свобода выбора. Нет рамок по времени, можно самостоятельно выбирать режим работы, — отмечает Марина.
Безопасность под угрозой
Все наши собеседницы уверяют, что их работа не мешает соседям и комфортна для клиентов. Только вот у экспертов другой взгляд на это.
Региональный представитель ассоциации предпринимателей индустрии красоты, директор сети салонов красоты «Времена года» Юлия Силина в разговоре с E1.RU подчеркнула, что оказывать бьюти-услуги можно только в нежилых помещениях. В жилых домах салоны можно открывать на первом этаже в офисах, которые оборудованы отдельной вытяжкой, канализацией и входом, а еще в них должна быть шумоизоляция.
— Некоторые процедуры очень вредны и запрещены в Европе. Есть, конечно, нормальные сертифицированные препараты, а есть жуткие — сплошные формальдегиды, которые портят здоровье и мастеру, и клиенту, и соседям. Они используются, например, при выпрямлении волос, наращивании ногтей акрилом, — объясняет Юлия Силина.
Эксперт утверждает, что без контроля со стороны государства услуги на дому становятся опасными для здоровья окружающих.
— В лучшем случае только 10% мастеров, работающих не в салоне, обрабатывают инструменты, остальные не делают этого. Можно, конечно, им на слово верить, никто же не проверит. В салоне всё же есть гарантия безопасности: раз в год все работники проходят обучение по санитарному минимуму, и там налажена система дезинфекции, — утверждает Юлия Силина.
По подсчетам представителя ассоциации предпринимателей индустрии красоты, доля теневого рынка составляет 82%. Объем незаконно оказываемых бьюти-услуг в Екатеринбурге достигает 44,6 млрд рублей в год. Юлия Силина считает, что всех, кто оказывает услуги таким образом, привлекает экономия на налогах и соблюдении санитарных норм.
А вы хоть раз ходили на бьюти-процедуры к мастеру на дом?
Кстати, мнение мастеров о том, что они не мешают соседям, весьма спорно. Недавно мы рассказывали о конфликте, который разгорелся в одном из домов на Уктусе. Жильцы пожаловались на шум из салона красоты, который работает в квартире на 13-м этаже. Работницы этого импровизированного салона в свою очередь обвинили соседей в порче имущества. Они испортили дверь, написав на ней баллончиком неприличные предложения.
Все самые важные новости мы оперативно публикуем в телеграм-канале E1.RU. Обязательно подпишитесь на него!