Последние три года для российской фитнес-индустрии были похожи на бег с препятствиями. Почти весь 2020-й тренажерные залы простояли закрытыми, в 2021-м они работали в условиях строгих ковидных ограничений, а в 2022-м столкнулись с новыми испытаниями.
О том, как на работу спортивных клубов Екатеринбурга повлияли спецоперация, частичная мобилизация и начавшийся вслед за ними отток населения, мы поговорили с президентом Союза операторов фитнес-индустрии Свердловской области и владельцем сети фитнес-клубов Drive Fitness Романом Вальчуком.
Отрасль возвращается к допандемийным показателям
— Как фитнес-индустрия пережила этот год?
— Для клубов в Свердловской области это неплохой год. Мы потихоньку подошли к результатам 2019 года. Они для нас индикативные (показательные. — Прим. ред.), поскольку в 2020 году мы просто стояли, в 2021-м были нерабочие дни, а потом QR-коды. Для отрасли это было очень больно.
Да и 2022 год для нас был непростой, но людей, которые пошли заниматься, стало больше. Я связываю это с тем, что, во-первых, сняли ковидные ограничения, во-вторых, люди со времен пандемии соскучились по какой-то активности. И еще один из ключевых моментов, по моему мнению, — это спецоперация.
«Клиент начал обращать внимание на то, чем можно заниматься внутри страны»
Поехать сейчас особо никуда нельзя, в кинотеатр тоже не сходить, потому что посмотреть нечего, деньги свободно не потратить — ценники уже совсем не те. А фитнес, кстати, в тех же ценах остался, что и год, и пять лет назад, в то время как всё остальное становится дороже.
— То есть фитнес-услуги не подорожали?
— Карты не подорожали. Это одна из ключевых болей фитнес-индустрии: мы как находились года с 2015-го в диапазоне 12–16 тысяч рублей [за год], так с того времени и остались на этом уровне. При этом каждый год стоимость коммунальных услуг и аренды растет, зарплаты сотрудников увеличиваются.
Если возьмем 2014 год, когда мы только открывали первые клубы, в городе был только Powerhouse Gym, один клуб Bright Fit и наш, а сейчас у нас две крупные федеральные сети, это уже совсем другой рынок. Раньше мы продавали наши услуги дороже, но меньшему количеству клиентов, а сейчас дешевле, но большему количеству клиентов, соответственно, доходность сохранилась на том же уровне.
— Насколько выросли доходы клубов к прошлому году?
— Сложно ответить: нет смысла сравнивать этот год с прошлым. Индикативный год — 2019-й. В прошлом году мы сделали в совокупности процентов 80 от уровня 2019-го. В этом году в целом по России отрасль тоже не добралась до показателей 2019 года, но есть территории, где мы близки к ним. Я считаю, что Свердловская область как раз достигла этого уровня.
— Кризис 2022 года так или иначе отразился на благосостоянии людей. Замечаете ли какие-то изменения в покупательском поведении клиентов? Стали ли они, например, реже приобретать годовые карты?
— Честно говоря, я не соглашусь, что состояние людей как-то ухудшилось. Да, на большие покупки — машину, квартиру или ремонт — тратиться сложно, у людей остаются деньги на менее серьезные траты, в том числе на здоровье и фитнес. Это после пандемии люди уходили в короткие карты, потому что сидели дома. Сейчас такого тренда уже нет.
Я вам даже больше скажу: по всей России увеличиваются покупки персональных тренировок. В прошлом году мы, кстати, как раз за счет них и росли. В этом году количество персональных тренировок нередко превышает показатели 2019 года.
— Вы сказали, что люди стали больше заниматься физкультурой. Как вырос трафик в фитнес-клубах?
— Трафик у нас вырос на 15–20% в сравнении с прошлым годом. Но надо понимать, что в 2021-м мы сильно потеряли трафик из-за QR-кодов. В этом году посещаемость серьезно снизилась после 21 сентября (когда в стране объявили частичную мобилизацию. — Прим. ред.). Там просто суховей по залам летал.
Фитнес испытывает кадровый голод
— Ситуация с частичной мобилизацией сказалась не только на трафике, но и на сотрудниках. Верно?
— С сотрудниками ситуация на самом деле не самая фатальная. Фитнес в меньшей степени от этого пострадал, но заметное количество людей у нас просто уехало — в Казахстан, Турцию, Грузию, Армению. Часть из них потом вернулась, но в целом этот тренд никуда не ушел, народ стал смотреть, как бы эмигрировать.
— Сколько сотрудников потеряла отрасль?
— В совокупности не очень много — от 1 до 3 %. Но когда это касается одного, тем более несетевого клуба с 15 сотрудниками, из которых двое-трое уехали, то это уже существенно. Особенно проблемно, когда уходит не рядовой тренер, а руководитель. У нас серьезно выстроена работа с ростом сотрудников: мы в них долгое время вкладываемся, и, если они уходят, мы теряем деньги. С улицы человека не возьмешь, поэтому долгое время ты не получаешь ту доходность, которую планировал получать.
«Бывает еще, когда родственников забирают по мобилизации, внутреннее эмоциональное состояние начинает рушиться, люди сильно перестраивают свою жизнь»
Тогда мы сотрудника по сути теряем, его стабилизировать очень сложно.
— Среди сотрудников есть те, кого мобилизовали?
— У нас было несколько человек, которые подпадали под мобилизацию, они получили повестки, но вот, например, в нашей компании я не знаю ни одного случая, когда людей реально забрали. Хотя у нас были и добровольцы: в штате у меня есть бывшие военные, которые в начале всей этой истории обращались в военкоматы, но им сказали, что они не нужны.
— Если говорить про кадры без привязки к мобилизации, как сейчас с этим обстоят дела? Я заметила, что открыто много вакансий для узких специалистов, например для детских тренеров.
— В целом по специалистам ситуация сейчас очень грустная. Но я бы не стал локализовывать это только фитнесом. У нас большой блок IT-специалистов, программистов — там кадровый голод, менеджеры — кадровый голод, управляющие, руководители отделов продаж — кадровый голод. По тренерскому составу ситуация обусловлена еще тем, что рынок этот очень молодой. В Свердловской области ему максимум десять лет; соответственно, специалистов очень мало.
Новые игроки и те, кто ушел с рынка
— Расскажите про новые фитнес-клубы, которые в этом году открылись в Екатеринбурге.
— Как минимум два знаковых фитнес-клуба открылось. Первый — это Encore в башне «Исеть». Мы давно ждали, когда он появится. Клубов этой сети мало по стране, она дорогая. Второй — франшиза World Class в «Нагорном квартале». Там очень большой набор услуг, интересный спа-комплекс. Судя по обратной связи, фитнес-клуб очень достойный.
Появился клуб Lagom в ЖК «Университетский». В следующем году они должны открыть бассейн, я думаю, там станет поинтересней. Еще один новый клуб — Green Fitness — это проект владельцев «Гринвича». Они планировали его, чтобы усилить свой торговый центр новым направлением деятельности. Посмотрим, какие будут результаты, это не самая простая локация.
Эти клубы только начали работать, сложно в такие короткие сроки оценить какие-то показатели. Попробуем через месяца два-три обратную связь получить. Я не сомневаюсь в World Class, поскольку знаю, какая там команда работает, а все, кто открывался самостоятельно, не в рамках какой-то сети или франшизы, для меня удивительны. Это касается и Lagom, и Green Fitness.
— Какие игроки, наоборот, покинули рынок?
— Закрылись небольшие фитнес-клубы. Например, «Зарядка» на Восточной, которая появилась там достаточно давно. Собственник посмотрел, что она стала убыточна. Закрылся Powerhouse Gym в «Карнавале», правда, это случилось еще в прошлом году. Они не смогли достичь договоренностей с арендодателем.
— Что можно сказать о результатах первого года работы клуба Drive Fitness на Первомайской, который появился на месте закрывшегося «Сити Фитнеса»? Влияет ли как-то на его показатели тот факт, что у прежнего арендодателя были долги?
— Для нас такая практика не является чем-то новым, но я хочу подчеркнуть, что это не история про то, что мы кого-то подсиживаем. Мы были готовы принять бывших клиентов «Сити Фитнеса» за бесплатно, но он ни о чём не стал договариваться. У них были необъективные причины закрытия, потому что они не платили аренду, там были судебные решения. Они проиграли во всех инстанциях.
Физкультура на окраинах
— С крупными клубами всё понятно: их в городе, особенно в центре, предостаточно. А что у нас с небольшими фитнес-центрами в отдаленных территориях? Хватает ли там мест для тренировок? Есть ли какие-то проблемные в этом смысле микрорайоны?
— Я не знаю такие районы. Могу только сказать, что есть тренд на укрупнение: маленькие фитнес-клубы, которые находятся близко к крупным, конечно, будут отмирать. Мы можем обучать сотрудников, вкладывать в это деньги, локальным делать это сложно, но они могут брать своей уникальностью. Всё зависит от того, какая у тех и других ценовая политика и какого качества услуги они предоставляют. Маленький клуб не может запустить в себя много клиентов; соответственно, снижая ценник, он снижает свою доходность по определению. Я не вижу ничего плохого в том, что небольшие клубы закрываются, это нормальный процесс в бизнесе.
«Задачи кого-то уничтожать мы для себя точно не ставим»
Вместе с тем есть тренд на открытие небольших студий. Вложения в один небольшой фитнес-клуб несопоставимо меньше: студия 200 квадратных метров — это где-то миллионов 6, открыть большой фитнес-клуб без бассейна — это 40 и больше миллионов, с бассейном — 100 и больше. В текущее время это очень рискованно.
— У Bright Fit есть клубы в Каменске-Уральском и Нижнем Тагиле. В глубинке с этим сложнее. Планируют ли сети активнее заходить в небольшие города Свердловской области?
—Такие запросы у территорий есть, но крупные сетевики не будут рассматривать такие варианты, потому что количество клиентов, которые готовы за это платить, существенно меньше, чем в городах-миллионниках. Но есть такой продукт, как франшиза, которую мы готовы продавать. Пока там только какие-то локальные клубы открываются — и всё.
— Сколько людей сейчас занимается физкультурой, в частности, фитнесом?
— В России вовлеченность в фитнес сейчас — 7%. Тут у нас есть разночтения с Минспорта: они считают, что физической культурой и спортом занимается больше 50%. Ребенок, который ходит на физкультуру в школе, по мнению государства, вовлечен в нее. По нашему же мнению, мы просто заставляем его заниматься. Вовлеченность — это когда ты сам хочешь тренироваться и делаешь это систематически. Поэтому я инициировал создание программы подшефности школ фитнес-клубам, чтобы они могли организовывать какие-то интересные активности для ребят в рамках третьего урока физкультуры.
«Очень здорово, кстати, что много пожилых людей вовлекается в занятия физической культурой. Это положительный тренд»
Екатеринбург входит в топ городов по количеству фитнес-клубов. По этому показателю мы занимаем третье-четвертое место в стране.
— Ну и напоследок: что ждет фитнес-индустрию в 2023 году?
— Точно знаю, что в городе есть несколько локаций, которые ждут, когда их сдадут и туда зайдет оператор. Как минимум две точно. Так что новые фитнес-клубы будут открываться. Будут ли закрываться, честно говоря, не знаю, если только маленькие, которые будут схлопываться и уходить с рынка.
Ранее мы также подвели итоги года в сфере недвижимости, побеседовав с главой компании «ЛСР. Недвижимость — Урал» Владимиром Крицким, обсудили важные городские темы с вице-мэром Алексеем Бубновым и поговорили об образовании с заместителем главы Екатеринбурга Екатериной Сибирцевой.