Глядя сегодня на аккуратные стеллажи с микрозеленью, на стерильное помещение, где на входе просят надеть бахилы и продезинфицировать руки антисептиком, на чистый яркий свет над полками с рассадой, сложно поверить, что семейный магазин-ферма «Ботаник» и компания Green Ferma Алексея Ковнерчука и Таисии Мелех начинались с оранжереи на обычном балконе и выросли из по-человечески понятного нежелания Алексея помогать маме копать грядки в коллективном саду.
Открытый урок
Огромные панорамные окна с видом на лес. Ряды стеллажей, на которых тянутся к свету несколько сортов базилика, салата и капусты, горох, редис, мангольд, рукола, щавель, зеленая горчица, мелисса и рубиновый амарант. Отдельно растут съедобные цветы — настурция, бораго и анютины глазки.
Мы говорим с Таисией Мелех в уютном закутке, украшенном макраме. Через пару минут после начала разговора звенит колокольчик над входной дверью. В магазин влетают три запыхавшиеся школьницы.
— А можно нам набор для выращивания кресс-салата?
— Можно, — улыбается хозяйка. — Девочки, а вас откуда всех шлют? Вы у меня сегодня уже не первые.
— С биологии, — хором отвечают девчонки.
— Какой класс?
— Шестой.
— Вот вам набор, инструкция внутри, можно сканировать QR-код и посмотреть видеоурок по выращиванию микрозелени. И дайте мне, пожалуйста, телефон вашего учителя биологии, я приду в школу, мы поставим вам партию этих наборов и проведем урок ботаники.
— Спасибо! — также хором благодарят школьницы, упархивая по своим делам.
— Мы с мужем действительно не только монетизируем свое увлечение, но и читаем лекции, преподаем в школах, здесь, у себя, проводим экскурсии, мастер-классы и открытые уроки, выступали на «Иннопроме». Стараемся всячески продвигать фермерство, но не то, которое в поле, в земле, а сити-фермерство — то, что так сегодня привлекает молодежь.
«Это без грязи, в красивом помещении, где можно разрабатывать технологии и предлагать какие-то инженерные решения»
Мы даже хотим открыть «Школу сити-фермера». В случае ее появления она станет первым таким учебным заведением в России. У нас сити-фермеров нигде не делают. Есть направление «Гидропоника» в блоке «Растениеводство» в Российском государственном аграрном университете имени Тимирязева в Москве, но там этого дают совсем немного. И если забить в поиске позицию «работник на сити-ферму», то вы ничего не найдете. А у нас есть готовые разработанные технологии, стандарты и чек-листы, — рассказывает Таисия Мелех.
По ее словам, 20-летний опыт работы специалиста по подбору персонала подсказывает, что всё это должно быть стандартизировано. В этом деле очень полезной будет школа для сити-фермеров, которую Таисия хочет открыть в Академическом.
Лень — двигатель прогресса
А началось всё 13 лет назад с обыкновенной человеческой лени и нежелания Алексея помогать маме на приусадебном участке. Ему надоело копаться и пачкаться в земле на пресловутых шести сотках, но, чтобы не расстраивать маму и не оставлять ее без зелени и овощей, выпускник Горного — инженер Ковнерчук начал изучать тему гидропоники и сколотил на домашнем балконе несколько полок для рассады.
— Меня осенило: я смогу автоматизировать полив, получать более быстрые урожаи, на балконе всегда будет чистота, поскольку земля не требуется. Это было настолько футуристично, что я сразу же сел за эскиз, — говорит Алексей. — Так через год я получил свой первый патент на многоярусную гидропонную установку для выращивания зелени в домашних условиях. С тех пор изобретать устройства для прогрессивного растениеводства стало основным моим хобби.
Со временем Алексей решил обустроить ферму в доме в селе Косулино. Так появилась идея создания бренда Green Ferma. Всё началось со стеллажей с AliExpress в общей сложности рублей за 3000, а рассада занимала весь второй этаж.
— Первую продажу не забуду никогда, — вспоминает Алексей. — Знакомый, работающий в кейтеринговой компании, попросил привезти для украшения банкета четыре лотка горошка. По радио играл Луи Армстронг What a Wonderful World, а я получил свои первые 480 рублей от продажи.
Участок в коттеджном поселке в итоге продали. Теперь мама довольно часто наведывается к ребятам на ферму, где не только ухаживает за растениями, но даже разговаривает с ними. Общение с зеленью стало для нее не «обязательным садизмом», а чем-то вроде медитации.
История любви
Алексей и Таисия познакомились четыре года назад. То, что начиналось как обычное свидание, превратилось в семью, а чуть позже — в маленький, но гордый семейный бизнес по выращиванию микрозелени, зелени и съедобных цветов.
— У меня кадровое агентство из-за пандемии практически не работало. Я была разведена и было как раз время ходить на свидания, — смеется Таисия. — С Алексеем мы познакомились и сошлись как раз на теме бизнеса. Он уже что-то выращивал, а я, десять лет отработав руководителем отдела персонала в Театре оперы и балета, ушла и решила, кроме рекрутинга, попробовать что-то новое. Как раз появилась тема выращивания разных культур.
«Я прошла онлайн-курсы, купила какую-то установку китайскую и как женщина "за 35" начала усилено худеть»
История с зеленью и проростками меня привлекала сначала как история про похудение. Выращивала что-то на подоконнике и вот встретила Алексея, а он встретил такую сумасшедшую женщину. Я предлагаю идеи, а он их реализует. Он инженер, а я специалист в маркетинге и продвижении. Так наш союз и сложился, — объясняет Таисия.
Три года назад, когда пара поженилась, огород приносил до 600 тысяч рублей в год, а сейчас — в 16 раз больше. А летом они купили две аналогичные фермы, которые не выдержали конкуренции и были вынуждены закрыться.
Импортозамещение
Чтобы организовать семейную сити-ферму, ребята продали машину и дом в Косулино. Не обошлось и без кредита. На обустройство в Академическом ушло около 5 миллионов рублей. Когда из России ушли многие поставщики зелени, семейный бизнес получил новый импульс для развития и роста.
— Мы успешно импортозаместили несколько видов базилика, экспериментируем с сортами помидоров черри. Уже полтора года поставляем свою продукцию в «Жизньмарт», были поставщиками «Мегамарта», сотрудничаем с «Магнитом», сейчас заходим в «Перекресток».
«Но наши главные клиенты — это рестораторы. Это они подкинули нам идею с импортозамещением базилика»
Сейчас мы обслуживаем 35 екатеринбургских ресторанов, в том числе, например, Plov Project и «Бюро находок». В городе сейчас всего четыре более или менее крупных производителя микрозелени. Мы на втором месте, но у нас более широкий ассортимент и мы готовы к экспериментам, — говорит Таисия. — Именно мы первыми привезли в город съедобные цветы и салатные миксы с проростками, и теперь вы можете попробовать цветы в пирожном, тортиках и коктейлях. Очень красиво.
Красивое и полезное
Сейчас в компании Green Ferma работают десять человек, которых владельцы с нуля обучили новой специальности сити-фермера. Они ухаживают за рассадой, контролируют систему полива, моют и подготавливают к повторному использованию пластиковые лотки, в которых растет микрозелень. Тара на ферме оборотная, а производство — экологически чистое.
— При выращивании наших культур мы используем профессиональную стерильную агровату. Это специально подготовленный, измельченный и спрессованный базальт, в котором после термической обработки при температуре 1500 градусов полностью отсутствуют патогены.
«Именно поэтому мы обходимся без химии и пестицидов. У нас вредителей нет. Нам убивать некого»
Единственное, что мы используем в системе автополива — это витаминные комплексы, которые Алексей подбирает индивидуально под каждую культуру. Они тоже хотят что-то «покушать», чтобы был свет, чтобы расти. Ферма автоматически пьет и ест. Мы собираемся установить видеокамеры, чтобы можно было смотреть за «растишками» и дистанционно что-то включать-выключать, — объясняет Таисия.
Иной раз, когда вам приносят какое-то блюдо в ресторане, кажется, что шеф-повар чересчур заморочился и переборщил с подачей. Ну к чему все эти съедобные цветочки? Неужели нельзя просто отрезать кусок торта? Владельцы сити-фермы уверены, что микрозелень — это не только дань моде, позволяющая ресторанам «сделать красиво», но это еще и полезнее, чем «взрослая» зелень.
— Растению нужен толчок, чтобы дать росток, вылезти из почвы и сформировать два первых листочка, которые будут работать как солнечная электростанция, — рассказывает Алексей. Впитывать свет и запускать процессы дальнейшего роста. Так появляются так называемые настоящие листья, а первые два семядольных листочка считаются микрозеленью.
Когда сухие сохраненные вещества перерабатываются в побег, то в этом побеге они уже содержатся в усвояемом для человека формате. Пока не запустился механизм дальнейшего роста, на этой стадии зелень максимально полезна. По сравнению со «взрослой», у нее в 7–10 раз выше концентрация полезных веществ.
Гусеница, которая не стала бабочкой
Эпик-фейлы разной степени тяжести случаются даже с самыми крутыми профессионалами. Казалось бы, мелочь — не закрытая до конца после проветривания оконная створка.
— Одна из самых дорогих культур — это щавель, его семена ввозят из Европы, и с февраля месяца их стоимость увеличилась в два раза. Это очень капризная культура для выращивания. Приходим, а у нас вся полка съедена. Где не доели, там обкромсали. Долго искали, что за напасть. Зверь какой-то или инфекция? Питательный раствор поменяли. Еще раз проветрили, прибрали, закрыли окна, протерли стеллажи.
«А потом уже на другой полке нашли мертвую, обожравшуюся щавеля гусеницу. У нее праздник живота был, и она умерла от переедания»
У нее даже изо рта кусок листика торчал. И ведь выбрала самую дорогую культуру! — вспоминает Таисия. — Наверное, думала, что оказалась в раю. С тех пор я по сто раз всё перепроверяю. Очень не хочется терять посадки.
В планах у Таисии и Алексея — открытие школы сити-фермеров, масштабирование бизнеса и эксперименты с выращиванием агрокультур уже не на Урале, а где-то в более благоприятных для сельского хозяйства условиях. Впрочем, бросать свою уральскую сити-ферму они не намерены.
Почитайте также другие истории из рубрики «Маленький, но гордый бизнес» — например, про то, как в Екатеринбурге стали торговать правильным чаем, как социолог решила делать волшебное мыло и как создатель тортов-шедевров пережил клиническую смерть, но не оставил любимого дела.
Больше историй вы найдете по этой ссылке.