Екатеринбуржец Алексей Заславский больше 20 лет работал в IT-сфере, а к 40 годам неожиданно понял, что устал «махать отверткой» и больше не горит этим делом. Он долго искал себе занятие по душе, как вдруг его осенило.
Алексей решил, что станет ювелиром и будет делать темлячные бусины (украшения для ношения на шнурке, перевязанном через отверстие в рукояти ножа) в виде черепов. Сейчас он создает свои уникальные изделия из редких сплавов металлов, хотя пару лет назад начинал с простой латуни.
«А ты уверен, что своей жизнью живешь?»
То, что подтолкнуло Алексея к переменам в жизни, он называет кризисом среднего возраста. Понимание того, что пришла пора что-то менять, пришло после разговора с Дмитрием Стрельцовым — лучшим другом и известным мастером, который делает шариковые ручки и аксессуары из титана.
— Мы сидели как-то с Димой, и он меня спросил: «А ты, родной, уверен, что своей жизнью живешь? Это вообще ты?» Я задумался и начал искать то, что будет про меня, — вспоминает Алексей.
«Жизнь-то одна, другую не выдадут. Результаты были, но счастья они не приносили»
А еще Алексей случайно наткнулся в интернете на работы художницы Ольги Коршуновой, которая превращает стекло в космические галактики-кулоны и бусины с глазами фантастических существ (несколько лет назад E1.RU публиковал репортаж из ее мастерской). Его так вдохновили работы мастерицы, что он решил с ней познакомиться. Встреча с этой женщиной убедила в правильности выбранного направления — ювелирного дела. Спустя несколько лет он продолжает восторгаться ее работами.
«Я алхимик, она волшебница»
«Всё, что вчера было плохим, сегодня стало хорошим»
Вчерашний айтишник долго думал, что именно он хочет делать. Однажды на дне рождения друга он услышал песню группы «Голос Омерики» про Ленина, в которой была строчка: «Буду я гулять по скверам, хохоча! В коже натурального Ильича». Алексея зацепила эта фраза, он задумался над ее значением.
Так появился проект «Кожа Ильича». Основная часть работ мастера — темлячные бусины в виде черепа Ленина. Эта историческая фигура символизирует резкий слом ориентиров и непостоянство ценностей. Алексей признаётся, что любит историю и пытается отразить свое видение прошлого и настоящего в своих работах.
«Меня часто спрашивают: "Это политический проект?" Нет, это проект чисто культурологический»
— Мое взросление пришлось на 1991 год, на развал [Советского Союза]. Я очень хорошо помню всю ту пропаганду, которая была до этого момента, и всё то, что произошло после него. Мой проект — про то, что слом, который тогда случился, очень серьезно повлиял на мое поколение. Произошла резкая смена ориентиров, на 180 градусов: всё, что вчера было плохим, сегодня стало хорошим, и наоборот. Возник внутренний диссонанс от того, какими мы хотим быть и какие мы на самом деле, — объясняет Алексей.
Размышления ювелира над тем, хороший Ленин или плохой, вдохновили его на создание двух противоположных по идее бусин — «Демонический Ильич» и «Владимир Ильич — суперзвезда». Алексей отмечает, что в биографии вождя пролетариата есть то, что роднит его одновременно и с мессией, и с демоническим персонажем Хеллбоем.
Также Алексей Заславский делает бусины в виде других исторических персонажей, над судьбой которых много размышляет. Среди них — герой Первой мировой войны Владимир Котлинский, возглавлявший «Атаку мертвецов» при обороне крепости Осовец и погибший в результате этого контрнаступления.
«Производство без единого российского гвоздя»
Проект «Кожа Ильича» зародился два с половиной года назад. Первую бусину ювелир сделал из латуни, но сейчас он практически не использует этот материал. Вместо этого акцент сделан на более интересных и сложных сплавах из кобальта и титана.
Металл поддался мастеру не сразу. Он даже консультировался с учеными из Института физики металлов Российской академии наук, но те не смогли помочь, сказав, что делать ювелирные изделия из кобальта нельзя. При этом Алексей знал, что можно, но не понимал как. Он стал методом проб и ошибок искать способы обработки металла, нашел и даже вывел свою секретную технологию.
«Так, как я обрабатываю кобальт, не обрабатывает никто»
Особая ценность его изделий в том, что они делаются полностью вручную. Сначала мастер вырезает из воска модель и отливает ее в металле. Затем металл обрабатывается и получается мастер-модель. С нее снимается резиновая форма. После этого модель готова к серийному производству.
В форму под давлением загоняется расплавленный воск; когда он остывает, его нужно вынуть и обработать. В обработанном виде он отправляется в литье. Полученное металлическое изделие обрабатывается и покрывается оксидной пленкой. На производство одной модели уходит 1,5–2 месяца. Каждая изготовленная бусина вызывает у мастера невероятное чувство гордости за свое дело.
Пока создатель «Кожи Ильича» месяцами корпит над своими изделиями, большинство других мастеров делают бусины из латуни. С помощью компьютера они превращают изображения популярных мультяшных персонажей в 3D-модели, вырезают их на станке и отливают в металле без финишной отработки. На такую работу не нужно тратить так много времени.
Отсюда и разница в цене: Алексей продает свои изделия за 15–20 тысяч рублей, стоимость некоторых уникальных экземпляров достигает 60 тысяч, в то время как изготовители бусин из латуни продают их за 700–1200 рублей.
— На мой взгляд, это некрасиво и неинтересно, в этом нет ни художественной, ни эстетической ценности, — говорит мастер. — Возможно, у меня покупают в десятки раз меньше изделий, чем у них, и они зарабатывают больше меня, зато я делаю то, что нравится мне и имеет художественную ценность.
Ювелир отмечает, что его клиенты — это мужчины в возрасте 35–55 лет с достатком выше среднего, представители субкультур — «ножеманы», коллекционеры, байкеры. Большинство из них находятся в пределах Садового кольца, а вот жителей регионов не так много.
Поэтому свои изделия Алексей практически не выставляет в обычных магазинах — вместо этого участвует в выставках и использует онлайн-площадки. Изначально он завел страничку в Instagram*, но после запрета этой соцсети пришлось передислоцироваться во «ВКонтакте» и с нуля взяться за продвижение.
После начала спецоперации и введения западных санкций также возникли проблемы с нехваткой материалов и оборудования. Их Алексей закупает в США, Италии и Германии — всего, что необходимо для производства, в России просто нет, поэтому теперь цены на металл и фрезы выросли в два-три раза.
«У меня идеальное российское производство без единого российского гвоздя»
За всё время существования проекта мастер продал около 200 изделий. Одну из своих первых продаж он вспоминает с особой гордостью: в самом начале значок с его логотипом купил сооснователь и участник легендарной рок-группы «Чайф».
С началом кризиса продаж стало меньше, и доход, который постепенно вырос после ухода из офиса, теперь снова снизился, но Алексей не собирается бросать любимое дело. Более того, у него есть планы по выходу на международный рынок.
В рубрике «Маленький, но гордый бизнес» мы собираем истории людей, которые делают что-то уникальное. Например, мы писали про модельера, которая шьет откровенное нижнее белье для стриптизерш, или про филолога, которая основала винную школу и клуб сомелье.
Больше историй вы найдете по этой ссылке.
* Деятельность соцсети запрещена на территории РФ.