Екатеринбург заполонили магазины федеральных торговых сетей. На каждом углу — «Пятерочка», «Магнит» или «Верный», а вот маленьких и уютных продуктовых лавок, где всегда можно купить свежий хлеб и перекинуться парой фраз с продавцом, становится всё меньше. Те же, что остались, вынуждены в одиночку бороться с гигантскими конкурентами за существование. Мы нашли один из таких магазинчиков и отправились туда, чтобы узнать, как он сейчас выживает.
— Каролина, привет! — встречает продавец зашедшую в магазин девочку лет трех и кивает ее маме. — Тебя из садика забрали? Это у тебя что, «чупа-чупс»?
Маленькая Каролина только угукает в ответ, пока мама покупает ей угощение. После оплаты продавец протягивает девочке мороженое со словами:
— На, моя хорошая.
Ребенок увлеченно начинает есть пломбир. В это время мама заговаривает с продавщицей — хотя это больше похоже не на полноценный разговор, а лишь на отрывок беседы, начавшейся несколько дней назад.
— Нормально они ее одели и раздели.
— А я тебе говорю: там профессионалы работают.
— Завтра спать оставим.
— Ну и отлично! Каролина, пока-пока!
Девочка деловито направляется к выходу, мама уходит вслед за ней.
— Вот, вырастили. Еще совсем недавно, помню, беременная ходила, а уже дочь в садик отдала. Дети растут на моих глазах, — рассказывает нам продавец.
Продавца зовут Евгения Мединская. Она же — владелец и директор магазина «Ангелина», расположенного во дворах на улице Уктусской, в районе автовокзала.
Постоянных клиентов у «Ангелины» не очень много. Все они — жильцы нескольких соседних домов. Евгения тоже живет рядышком, поэтому хорошо знает своих покупателей — не только их потребительские предпочтения, но и подробности личной жизни.
«Знаешь всё, что в семье у людей происходит, стараешься давать какие-то жизненные советы»
Но прежде всего люди приходят в магазин, конечно же, за продуктами. Здесь не такой большой выбор, как в супермаркетах, зато можно найти всё самое необходимое — картошку, хлеб, молоко, колбасу, сыр, сладости к чаю. А вот алкоголя, за счет продаж которого существует большинство подобных небольших магазинов, тут нет.
— Водки нет, принципиально не хочу ее продавать. Вообще алкоголя, на который требуется лицензия, никакого нет: только пиво. Задача этого магазина — сделать так, чтобы любая мама или жена, идя с работы в шесть часов вечера, могла зайти сюда и купить всё, что нужно к ужину. Я хорошо знаю, кто что у меня любит, поэтому при заказе товаров ориентируюсь на запросы покупателей, — рассказывает директор магазина.
Прерываясь на то, чтобы рассчитать заходящих покупателей, Евгения продолжает рассказывать нам о своей работе. Она говорит, что товар привозят каждый день: в будни у торговой точки выгружается семь-восемь машин, в выходные поменьше. Но партии товаров совсем скромные: 25 булок хлеба, 10 пакетов молока... Предпринимательница старается не заказывать много товара, чтобы он не портился.
— Ириш, я хочу подышать. Давай выйдем? — спрашивает Евгения, и вот мы оказываемся на крыльце. — Вы только не смотрите на ремонт. Не могу его себе позволить. Это же проблемы в торговле, всё упирается в деньги. Что могу, потихоньку делаю. Крылечко вот уже раз пять ремонтировала.
Просим владелицу магазина рассказать о том, как он появился. Евгения открыла свой маленький бизнес 11 лет назад. Тогда, проходя мимо дома, она увидела объявление об аренде помещения и сразу поняла, что это ее шанс, потому что еще подростком решила, что будет заниматься торговлей.
«Я обожаю свою работу, прихожу сюда как на праздник»
Несмотря на любовь к торговле, женщина признается, что не видит себя кассиром в «Пятерочке» или «Магните». Она горит именно своим делом и любовью к своим, уже ставшим родными покупателям.
Тут разговоры о любви к работе приходится оставить. Евгения замечает одного из клиентов и говорит:
— Вот наш постоянный покупатель идет, но он сегодня не зайдет. Сегодня среда, а он обычно по четвергам и понедельникам приходит за хлебом.
Но Евгения ошибается: мужчина всё-таки заходит в магазин, и не за хлебом, а за сахаром.
— Если вам много надо, на закатки, то лучше где-нибудь в сетях купите сахар-то: там дешевле, — советует продавец.
— Да мне много не надо. Так, килограммчик, с брусникой хочу растереть, — отвечает покупатель.
— Ну раз только килограммчик... Вот, держите. Приходите к нам еще!
Мы снова выходим на улицу. Мимо проходит пара пенсионеров.
— Женя, скажи, есть у тебя весовой соленый крекер? Вот такой, полосками, — женщина показывает на руках.
— Понятия не имею, о чём вы говорите. Не помню такого, — говорит Евгения.
— Как понятия не имеешь? У тебя же брали! Вкусный такой крекер, нам понравился, — улыбается мужчина.
— Зайдите, посмотрите, может, найдете, — советует Евгения и, обращаясь к нам, добавляет: — А была бы сейчас Люда, она бы быстро нашла. Она всё знает.
Люда — это подруга Евгении, которая тоже работает в магазине. Ее покупатели встречают даже чаще, чем хозяйку бизнеса: у Людмилы в полтора раза больше смен.
— Мы с Людой знакомы с четырех лет. Жили в одном подъезде, учились в одной школе. Потом нас жизнь раскидала. Люда — учитель по образованию. Она ушла в декрет, а после — не стала возвращаться на прежнюю работу: там мало платили. Я тогда ей сказала: «Приходи ко мне», — вспоминает Евгения.
С тех пор прошло уже около восьми лет: всё это время подруги неразлучны. До прихода Людмилы было тяжело из-за постоянной текучки кадров.
— Были какие-то продавцы, но никто надолго не задерживался. То украдут что-то, то напьются, то не выйдут, то еще какая-нибудь холера. А с Людой хорошо, не представляю своего дела без нее, — признается директор магазина.
Несмотря на расхожее мнение о том, что друзьям нельзя вести совместный бизнес, чтобы не рассориться, двум подругам удается сотрудничать и продолжать дружить.
Нам снова приходится прервать разговор. К магазину подъезжает грузовик с продуктами. Евгения начинает приемку товара. Она сверяет содержимое коробок с накладной: квас, майонез, леденцы, соленые огурцы, сок — всё на месте. С разгрузкой товара Евгении помогает ее отец: грузчика в штате предприятия нет. Вместе они справляются быстро, и мы снова продолжаем беседу.
Предпринимательница вспоминает, что четыре года назад у нее, кроме этого магазина, было еще две торговые точки, но их пришлось закрыть: одну в 2018 году, вторую — в 2020-м. Маленький бизнес поглотили федеральные гиганты, они буквально переманили к себе всех покупателей.
— Когда сети стали заходить на рынок, много кто закрылся. У меня был магазин на Папанина. Поначалу рядом с ним был только «Кировский», в то время мы жили припеваючи: 50 тысяч я платила за аренду и еще столько же оставалось. Но вдруг один за другим по соседству стали открываться другие магазины — «Бристоль», «Красное&Белое», «Верный» и «Пятерочка». Пришлось закрыться: сети задушили. Когда я закрывала павильон, я не могла заплатить зарплату продавцу — а ведь еще аренда. Брала из товарного остатка. Потом государство помогло: я смогла всё-таки выплатить зарплату работнику, никого не уволила, — делится Евгения.
«Предприятие функционировало, но оно каждый месяц уходило в убыток»
Сейчас Евгения Мединская владеет только одним магазином. Чтобы хоть как-то держаться на плаву, магазину приходится делать наценку на товары, которая составляет от 7 до 50%.
Про перспективы предприятия она говорит с грустью:
— Я с ужасом думаю: «А что, если всё пойдёт не так?» Это же бизнес, сегодня пан, завтра пропал. Я же ничему больше не училась. Если сейчас что-то плохое произойдет, я быстро переориентируюсь и что-нибудь найду, но время-то идет и моложе я не становлюсь...
«Ангелина» и так окружена конкурентами со всех сторон, а скоро по соседству может появиться еще один. На Уктусской строится жилой дом, у которого на цокольном этаже есть место под небольшой магазин. Тем более это жилье премиум-класса, и будут ли собственники квартир ходить за покупками в «Ангелину» — большой вопрос.
А вы закупаетесь в таких продуктовых магазинчиках?
Магазин «Ангелина» работает под юридическим названием ООО «Алеан». По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка торговой точки за 2021 год составила 7,2 млн рублей, чистая прибыль — 31 тысяча рублей.
Такие цифры, конечно, не сравнятся с многомиллиардной выручкой крупных торговых сетей. Ранее мы подробно рассказывали, кто владеет этими компаниями и сколько денег они зарабатывают. Все крупные игроки рынка, кстати, вошли в рейтинг супермаркетов, которые екатеринбуржцы считают лучшими.