Бизнес обзор Реальный шанс сколотить состояние или легкий бизнес для мамочек? Что теперь стало с Avon, Oriflame и Faberlic

Реальный шанс сколотить состояние или легкий бизнес для мамочек? Что теперь стало с Avon, Oriflame и Faberlic

В свое время компании, работавшие с прямыми продажами, были дико популярны

Рассказываем, что стало с Avon, Oriflame и подобными компаниями, которые были очень популярны 10–20 лет назад
Источник:

Еще десять лет назад дикой популярностью у российских женщин пользовалась косметика из каталогов. Небольшие глянцевые журналы, пропитанные ароматами парфюмерии, передавали из рук в руки, а потом проводили недели в предвкушении своих заказов.

Сейчас компании, распространяющие косметику через агентов, продолжают работать, несмотря на западные санкции и появление целых сетей парфюмерных магазинов. Но так ли они успешны?

Косметика в диковинку

Одной из первых на сетевом рынке появилась компания Avon, она была основана в 1886 году в США. Другие крупные косметические фирмы с мировым именем — Oriflame и Mary Kay — появились значительно позже, в 1960-е годы. Все они выступали за финансовую независимость женщин, поддерживая их стремление самостоятельно вести бизнес.

В 1990-е сетевой маркетинг добрался до России. Кроме международных компаний, запустивших у нас свои производства, здесь стали появляться и отечественные бренды. Самый известный из них — Faberlic, который был основан Алексеем Нечаевым, известным политиком и бизнесменом. Пика популярности компании, работающие по принципу прямых продаж, достигли в 2000–2010-е годы.

— Вся эта история развивалась на моих глазах. Такие фирмы стали очень востребованы после острого дефицита, который был в советское время, — вспоминает директор сети салонов красоты «Времена года» Юлия Силина. — Это сейчас можно зайти в любой магазин и протестировать помаду, а тогда понять, подойдет она тебе или нет, можно было только после покупки. Работа консультантов, которые помогали женщинам подбирать косметику, давали им пробники, была в диковинку.

«Эти компании не просто продавали косметику — они пришли к людям в дом. Это была не просто покупка, а покупка с услугой»

Популярность компаний, продающих косметику через агентов, стала падать в 2010–2013 годах, после того, как в регионы начали активно заходить федеральные ретейлеры, специализирующиеся на продаже парфюмерии и косметики — такие как «Л’Этуаль», «Рив гош», «Иль де Боте» и другие. Юлия Силина отмечает, что с их приходом покупательницам стали доступны тестеры и услуги продавцов-консультантов, поэтому нужда в покупке уходовых средств через каталоги пропала.

Источник дохода или занятие для души?

Еще одной причиной падения спроса на компании сетевого маркетинга стал массовый уход их агентов. Как отмечают аналитики, переломный момент наступил в 2013 году, когда экономика России стала приходить в себя после затяжного кризиса 2008–2009 годов, во время которого многие люди лишились работы. По мере улучшения экономической ситуации распространители больше не нуждались в дополнительном заработке, поэтому стали бросать это занятие.

Те, кто тогда остался в деле и продолжил заниматься прямыми продажами косметики, тоже отмечают эту тенденцию. Домохозяйка, многодетная мама из Екатеринбурга Ирина работает в сетевом маркетинге уже больше 12 лет. Бизнес-партнер Avon рассказала E1.RU, что когда она только начинала, в компании было много людей, которые делали заказы для продажи другим людям, активно занимались распространением продукции. Но всё изменилось.

— Сейчас основная масса представителей компании — это те, кто просто хочет делать заказы для себя со скидкой. По сути, это обычные клиенты, — заметила Ирина.

Видимо, всё дело в уровне заработков. Ирина рассказала, что бизнес-партнеры компании получают всего от 5 до 7% с продаж. Размер комиссионных вознаграждений зависит от объемов продаж самого представителя и привлеченных им агентов. Ирина призналась, что зарабатывает на таком бизнесе всего 5–7 тысяч рублей в месяц.

— У меня небольшой доход, так как нет цели зарабатывать много. Я много времени посвящаю семье, а это — так, занятие для души. Но есть и крупные бизнес-партнеры, которые работают только в Avon и только на этом живут. Они целенаправленно занимаются распространением каталогов, привлечением новых представителей. У них доходы больше, — рассказала многодетная мама.

По ее словам, всё больше представителей сетевого бизнеса сейчас работают в интернете. Они взаимодействуют с аудиторией соцсетей, зазывая их в свою команду. Но это не единственный путь найти себе коллег. Как и несколько лет назад, работают офлайн-методы.

— Недавно у нас была акция в «Пассаже», называлась «Десять культовых продуктов». Мы привлекали посетителей торгового центра, давали им пробовать наши самые популярные товары, раздавали каталоги, собирали телефоны, чтобы потом обзвонить и пригласить стать прямым покупателем, приобретать товары со скидкой для себя. А еще я могу, пока иду на работу, положить каталог или листовку на стекло автомобиля. В общем-то я везде, где я бываю, их оставляю, — поделилась Ирина.

Есть ли будущее у сетевого маркетинга?

В последние несколько лет популярность компаний, продающих косметику через распространителей, продолжает снижаться. Это заметно по их финансовым показателям. Особенно показателен пример первопроходца — Avon.

Стремительней всего снижается годовая выручка компании Avon
Источник:

По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка этой фирмы в России с каждым годом сокращается на 2–3 миллиарда рублей. Если в 2017 году она составила 32,1 миллиарда рублей, то на начало 2022 года — всего 19,8 миллиарда. Чистая прибыль за 2021 год сократилась до 1,1 миллиарда рублей.

А вот у Oriflame бизнес в России прибыли уже не получает. На конец 2021 года убыток компании составил 187,7 миллиона рублей. Зато график выручки не снижается так стремительно, как у конкурентов: в последние годы она держалась на уровне 15–16 миллиардов рублей, а по итогам прошлого года составила 15,1 миллиарда. По итогам 2022 года финансовые результаты компании могут еще сильнее просесть: «в связи с рядом операционных и юридических сложностей» шведско-швейцарский бренд решил приостановить инвестиции в маркетинг, тренинги и мероприятия. Кроме того, незарегистрированные покупатели не могут делать покупки через интернет-магазин.

Более скромные результаты показывает Mary Kay. Ее выручка в 2021 году составила 7,1 миллиарда рублей (в 2017-м было 7,6 миллиарда). Прибыль компании, по последним данным, — 60,8 миллиона рублей.

Рост выручки демонстрирует только российская фирма Faberlic. За предыдущий год показатель увеличился на 1%, до 22,9 миллиарда рублей. Правда, это не рекорд компании: несколько лет назад выручка у нее достигала 26,6 миллиарда. На конец 2021 года чистая прибыль составила 1,9 миллиарда.

Несмотря на снижение популярности и падение финансовых показателей, сетевой маркетинг никуда не уйдет, убежден доцент УрФУ, кандидат экономических наук Сергей Кульпин.

— Этот сегмент рынка работает по принципу сарафанного радио. Одни клиенты продают товары другим. Это известная маркетинговая стратегия: когда друг посоветовал — это самая лучшая реклама, — отметил ученый.

«Эта модель проверенная, и она не потеряет свою актуальность»

По мнению эксперта, сетевой маркетинг будет работать и дальше, потому что он дает людям легкие деньги. Чаще всего к такому способу заработать прибегают домохозяйки и мамы в декрете. Даже если у них недостаточно времени или желания распространять каталоги и товары, они могут заниматься торговлей в интернете, прямо не выходя из дома. Конечно, много денег на этом, как показывает практика, не заработать, но что-то получать всё же можно.

Трудно представить, как в современном магазине подобрать косметику, не пользуясь тестером. Но будьте осторожны: оказывается, через пробники можно подхватить целый букет болезней. Чтобы вместе со здоровьем сохранить еще и молодость, советуем изучить бьюти-привычки, которые могут состарить раньше времени.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
56
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Трамп — как наш Жириновский!» Уральский экономист объяснил, что будет с долларом после назначения президента США
Максим Марамыгин
Экономист, профессор УрГЭУ
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления