Социолог Ирина всё меньше занимается исследованиями вкусов населения — и всё больше создает собственные вкусы, ароматы и удовольствия. Под собственной маркой она делает мыла, скрабы и пены для ванн с экзотическими ингредиентами из разных уголков планеты.
Далее — удивительная история екатеринбурженки и ее маленького, но гордого бизнеса.
Носки для индийских детей
— Я выросла в семье военного, с детства привыкла к кочевой жизни: Украина, Белоруссия, Монголия, Калининград… За 11 классов сменила 8 школ, — вспоминает Ирина Горлова. — Приходилось везде самоутверждаться, да еще быть отличницей. Бывало, меня даже били — в 9-м классе в Белоруссии на городской дискотеке со словами «Ты так не танцуй!» А танцевала я знатно, да и видная была: лосины, ботфорты — самый писк! Местные мужики шеи сворачивали, а девочки конкуренции не потерпели. Выручал скверный характер, в папу-полковника.
В конце концов мы осели в Екатеринбурге, я окончила школу, поступила в универ. Жили мы на Уктусе, рядом с военно-артиллерийским училищем, под окнами на плацу постоянно маршировали курсанты. Папа был в училище начальником кафедры, самым жестким преподавателем, его ненавидели студенты и даже пытались выкрасть кота Рыжика, которого мы привезли аж из Монголии. Кот огромный, боевой, лицо по циркулю круглое, без уха и хвоста. После недели гулянок Рыжик отсыпался в папиной фуражке, папа его очень любил и всё ему прощал. А в окрестностях военного училища все котята были рыжими.
Мама всю жизнь была такой декабристкой, всегда рядом с папой. Поэтому своей карьерой не занималась, работала при военной части то машинисткой, то секретарем — правда, успела потрудиться на Бобруйской швейной фабрике, где прострочила себе палец, когда делала из шкурок котов беличьи шапки. Зато всегда великолепно шила и вязала. Когда мы стали ездить в Индию, мама всегда снабжала носочками и пинетками всех индийских соседских детей, а потом бралась за ковры. В Мапсе, райцентре штата Гоа, у нее даже образовался свой дилер по ниткам — хотя бог знает, на каком языке они общались.
Уже на первом курсе филфака УрГУ, в 1994 году, когда только начали зарождаться маркетинговые исследования, я пошла работать социологом-интервьюером. Через полгода меня взяли в штат небольшой социологической конторы, а потом я стала электоральным социологом, организатором полевых исследований. Это было интересное время, когда нескончаемо выбирали президентов соседних государств, губернаторов, депутатов. Параллельно у меня было свое маленькое маркетинговое агентство, работали для крупных продуктовых брендов. Но с каждым кризисом — мировым ли, местным — количество заказов всё убывало.
Лемонграсс с крыши
С 2007 года я стала каждый год уезжать на зимовку в индийский штат Гоа. Когда заказы на исследования, которыми можно было рулить дистанционно, сошли на нет, мне тупо стало нечего делать шесть месяцев. Как человек деятельный, я не могла бесконечно тусить по клубам, пати, пляжам: такой жизнью быстро наедаешься. И вот моя подруга Дашечка, крутой переводчик, когда я ее достала своим нытьем о безделье, и говорит: «Вари мыло, ты же в Екатеринбурге начинала. Я тебе закажу крутые ингредиенты — натуральные, аюрведические».
«Я действительно варила дома мыло: увлекал процесс, так что я его раздаривала, и все мои друзья были "в мыле" на много лет вперед»
А тут и правда прекрасные натуральные масла, травы, специи. Лемонграсс вообще у меня на крыше рос. Ценные ингредиенты — эфирные масла розы, имбиря, настоящий шафран, кокосовое масло, какао-бобы — до сих пор привожу оттуда: в Индии это на порядок доступнее и несравнимо по качеству. Так я сварила первую партию.
Придумался бренд InDira — Индийская Ира. Дашечка срочно отрядила друга-дизайнера нарисовать первый логотип с лотосами, а то как нам на арамбольский флимаркет (блошиный рынок в деревне в Северном Гоа) идти торговать — и без логотипа? Потом его поменяли на стилизованное солнце — это был эскиз для моей татуировки. А название осталось.
Мыло от депрессии
Все изобретения я, конечно, пробовала на своей шкуре. У меня всегда была проблемная кожа лица, и я перепробовала в своей жизни всё, от массмаркета до люкса. Так я сварила мыло специально под себя, добавила антивозрастные компоненты. И вздохнула с облегчением: уже можно было не покупать Chanel за бешеные деньги.
Стала изучать вопрос глубже, читать исследования, разбираться, как разные ингредиенты влияют на кожу. В разное время она требует разного — очищения, питания, увлажнения, улучшения тонуса, борьбы с морщинами, детокса. Под разные задачи и стали сочиняться композиции для мыла и скрабов. На основе морской соли, тростникового сахара, янтарной пудры, перемолотой скорлупы орехов, косточек малины или винограда, растительных и фруктовых пудр клубники, ежевики, ананаса, мандарина, ламинарии, конопли, амлы, манго, кофе, древесного угля и разного прочего.
Добавляла натуральные растительные или эфирные масла, гиалуроновую кислоту, витамины. У меня все шкафы и полки трещат от бешеного количества ингредиентов: баночек, коробочек. Всё тестировала на себе или на близких. Ко мне могла прийти подруга, сказать: «Что-то у меня депрессия, мне бы мыло с любимым ароматом липы, и чтобы оно еще детокс-действие оказывало или увлажняло хорошо». Я сажусь и делаю.
Так за восемь лет набралось более 500 позиций — разумеется, методом проб, ошибок и дотошного изучения рынка. Кучу интересного для себя открыла. Например, насчет эфирных масел. Понятие «100% эфирное масло» в России законодательно не определено, поэтому так можно назвать любую ароматическую субстанцию растительного или даже синтетического происхождения. То есть поболтал ты цветочком лаванды в пробирке с любым маслом — вот тебе и «эфирка». Понятно, что эфирное масло розы, для одного килограмма которого нужно пять тонн лепестков, — это будет космическая цена.
«Открываешь Wildberries и видишь нечто с ценой 50–100 рублей за 10 мл. Это не может быть качественным продуктом»
Хорошие эфирные масла — очень сильная вещь, они могут лечить и психически, и физически, и энергетически. Но если ты хочешь расслабиться, ты просто можешь накрошить себе в ванну свежей мяты или лаванды. Или заварить чай с мелиссой. Или сидеть под кустом жасмина, вдыхая ароматы, — это будет точно полезнее тех непонятных пузырьков.
Чего хотят клиенты
Мне очень повезло, что пять лет назад у меня появился ключевой клиент — алтайский центр лечебного голодания «Улутай», которому я в год отвариваю какое-то немыслимое количество скрабов, мыл, пен. Каждый месяц я сочиняю для них новую партию. Там работает потрясающий администратор Юлия, которая и сама пользуется моими скрабами-мылами и четко знает, что хотят клиенты. Весной, например, после долгой зимы людям хочется чего-то красивого, нежного, яркого. И она пишет: давай делать что-то нежное, цветочное — ландыш, жасмин, липу, сирень. Летом — фрукты и свежесть: арбуз, мохито, пина колада, дыня, брют и клубника. Осенью — уютное, согревающее: корица, ваниль, французское печенье, кофе с молоком и медом. К Новому году — праздничное, с можжевельником, мандаринами, глинтвейном.
И по лечебным составам мы экспериментируем — например, выяснилось, что у пациентов на голоде очень сохнет кожа. И мы делаем очень много увлажняющих и питательных скрабов. Они состоят минимум на 25% из натуральных масел — олива, кокос, жожоба, ши, виноградная косточка. Все, кто пользовался этими скрабами, говорят, что теперь нет необходимости мазаться увлажняющими кремами: масла на 100% впитываются.
И еще интересно: выяснилось, что голодающие клиенты больше всего неравнодушны к гурманским ароматам: шоколаду, малиновому щербету, лаосскому инжиру и манго, корице и апельсину, сливочному зефиру. Они ими как бы «наедаются».
Облако для гедониста
За пять лет работы с алтайским центром мы создали такую огромную линейку косметики, какой, наверное, нет ни у одного производителя. Партии могут быть небольшими, условно — 200 скрабов, но каждые месяц-два мы делаем новые продукты. Безусловные хиты, типа «овсянки с молоком и медом», конечно, остаются навсегда.
«Овсянка…» — самое любимое девочковое. Она пахнет французским печеньем и содержит, как понятно по названию, пудру овсяных хлопьев, натуральный мед и сухое молоко. И вечный хит — лемонграсс. Никаких ароматизаторов и красителей там нет: цвет дают растительные пудры — спирулины, моринги, нима, лемонграсса. Аромат — эфирное масло лемонграсса.
Еще очень любят классические кофейные скрабы. У меня есть антицеллюлитный (с имбирем и красным перцем) и увлажняющий (с молоком и медом).
А год назад я придумала делать желейные пены для ванны. Это самый трудоемкий продукт — увы, не дешевый, хотя я стараюсь максимально оптимизировать стоимость. Каждая такая пена — это прозрачная полусфера, выглядит как объемная мини-картина или как фантастическая планета. Внутри шпателем делается рисунок — пищевым золотом, перламутром, добавляются лепестки цветов. Эстетов они завораживают. Я гедонист, и, когда мне грустно жить, я стараюсь себя чем-то красивым и тактильно приятным радовать.
Так вот, эта пена дает такую шапку, что ты лежишь в пышном душистом облаке, как ребенок трогаешь его и радуешься, медитируешь, глядя, как под струей воды пена дает новые узоры. С утра принять такую ванну — ощущение праздника на весь день. Кладешь на полочку до следующего раза (она рассчитана раз на пять-шесть), она сохраняет форму и ароматом всю ванную наполняет, что нравится парфюмерным маньякам — тем, кто любит ароматы для дома.
Мужские пены с брутальными ароматами часто покупают девушки, чтобы устроить романтический ванный вечер любимому человеку, тем более что там есть классические композиции по мотивам Chanel, Dior или Tom Ford.
Скраб под Вивальди
Да, про эротику. Бешеной популярностью пользовались у меня свечи и мыло в форме мужского достоинства. Про слепок много ходило слухов, на самом деле папа заказал его на AliExpress рублей за 300. Из нее было отлито штук 100 свечей и мыл, очень хорошо продавались свечи из пчелиного воска, они горят очень красиво. Их брали на подарки и сувениры очень интеллигентные барышни. Но у меня все-таки главное не форма, а содержание. Конечно, варю что-нибудь тематическое к праздникам.
Ждуны на пике популярности мема шли на ура. У меня есть классная новогодняя форма, Дед Мороз Пухлик, но я всегда заливаю туда достойное содержание. Никогда не жалею ингредиентов. Можно взять массмаркетовский продукт, увидеть заявленный в составе лемонграсс, а потом посмотреть, сколько листиков его туда положили.
«Я считаю, что надо быть щедрым со своим продуктом и клиентом»
Практически все ингредиенты привозила я сама или мои друзья из разных стран, а когда объемы выросли, стала искать поставщиков. Правда, многие каналы поставки схлопнулись сначала в пандемию, а теперь еще больше. Одна клиентка несколько месяцев не может получить розовую соль, очень надеюсь, что мама вернется из Болгарии и привезет нужное для нее розовое масло. Пришлось поднять цены на 30%, в общем, себе в ущерб, потому что красивые баночки для скрабов, которые делаются в Китае на той же фабрике, где и упаковка европейских брендов, подорожали в три раза. Штучные этикетки очень дорогие — это издержки маленького производства. Зато когда ты делаешь каждую партию с новыми ингредиентами и свойствами, это не превращается в рутину. Даже мозолями на пальцах, когда закручиваешь 200 баночек, гордишься. Скрабы и мыла я ваяю только с хорошим настроением, обязательно под классическую музыку — Вивальди или Моцарта.
Я трудоголик-гедонист — работаю интенсивно и быстро. Когда приходит заказ, могу пахать по 20 часов подряд, не отвлекаясь на кофе и интернет. Чтобы потом так же длительно и интенсивно предаваться гедонизму. На самом деле иногда бывают периоды прокрастинации: нет солнца, погода не та, дурное настроение. В это время я могу заполнять сайт, общаться с поставщиками, писать рецептуры. Но пока я не начинаю работать руками, пока не залиты первые мыльные формы, пока не замешан первый скраб — мне кажется, что я не работаю, и корю себя.
Ранее в рубрике «Маленький, но гордый бизнес» мы рассказывали про семью, которая стала делать в Екатеринбурге кофе мирового качества, про двух подруг, которые создали настоящую шоколадную фабрику, и про бизнесмена, который создал пекарню на обычной кухне. А еще про кондитера-ювелира, который пережил клиническую смерть, но не оставил любимого дела.