Среднеуральскую птицефабрику из холдинга бизнесмена Андрея Косилова выставили на продажу. Ее закрыли более года назад. Об этом нашим коллегам из 74.RU сообщил директор по развитию бизнеса и фирменной торговли агрохолдинга «Равис» Иван Косилов. По мнению экспертов, главная ценность имущественного комплекса — 100 гектаров земли.
Почему закрыли фабрику
Производственную площадку старейшей птицефабрики Свердловской области законсервировали еще в прошлом году. А первые приостановки производства начались в 2020 году, когда были закрыты убойный и перерабатывающий цеха. Основной причиной стала невозможность отведения производственных стоков в очистные сооружения Среднеуральска. В декабре 2020 года Росприроднадзор запретил Среднеуральской птицефабрике хранение, перевозку и утилизацию куриного помета без лицензии на обработку отходов I–IV классов опасности. На предприятии утверждали, что работают с органическими удобрениями на основе помета, но не смогли убедить в этом ни надзорное ведомство, ни суд.
Очередные массовые сокращения начались в феврале 2021 года, когда закрыли линию бройлеров. При этом продолжалось производство племенного яйца и продукции переработки — карпаччо и прочих деликатесов. О полном прекращении фабрики никто даже помыслить не мог.
— Мы потратили почти миллион евро на приобретение, монтаж и запуск очистных сооружений на фабрике, но нас так и не подключают к городским очистным сооружениям, — объяснял тогда владелец агрохолдинга «Равис», куда входит «Среднеуральская птицефабрика», Андрей Косилов.
Птицефабрика «Среднеуральская» построена в Свердловской области в 1973 году. Здесь выращивали бройлеров, производили куриные полуфабрикаты, субпродукты, колбасные изделия, деликатесы и яйца. Мощность птицефабрики в лучшие времена составляла 16 тысяч тонн продукции в год. По данным Министерства агропромышленного комплекса Свердловской области, доля фабрики на рынке региона оценивалась в 11,5%.
В 2015 году Сбербанк выставил на продажу своего должника — птицефабрику «Среднеуральская» — за 556 миллионов рублей. В имущественный комплекс входили земельный участок и 40 птичников. Обанкротившееся предприятие купил агрохолдинг «Равис». За минувшие годы челябинцы вложили в птицефабрику более 1,5 миллиарда рублей — эту цифру Андрей Косилов называл прошлым летом.
По данным «Контур. Фокус», ООО «Птицефабрика "Среднеуральская"» принадлежит компании «Равис-Птицефабрика Сосновская» (98 %), Андрею Косилову и Игорю Сербинову — по одному проценту. За 2021 год выручка ООО «Птицефабрика «Среднеуральская» упала на 82% и составила 215,6 миллиона рублей, чистый убыток составил 238 миллионов рублей.
Прошлой весной фабрику оштрафовали на 11,8 миллиона рублей за загрязнение почвы. В прокуратуре Свердловской области сообщили, что предприятие незаконно сливало отходы на сельскохозяйственные земли. Но Андрей Косилов это отрицал и объяснял, что именно власти создали невыносимые для бизнеса условия.
Кто претендует на покупку
Сейчас оформляется сделка по продаже площадки Среднеуральской птицефабрики, сообщили в агрохолдинге «Равис».
— Есть уже покупатель, — добавил Иван Косилов. — Кто? Кто был инициатором всего, тот и оказался покупателем. Ничего в нашей жизни просто так не бывает.
Конкретных имен и компаний не прозвучало. Но еще летом 2018 года отмечались напряженные отношения между «Рависом» со Среднеуральской птицефабрикой и УГМК с ее дочкой — «Уралэлектромедью». Говорят, что на огромную территорию птицефабрики давно заглядывался УГМК, и заход варягов из Челябинской области спутал все планы.
Сроки продажи Среднеуральской фабрики сын Андрея Косилова уточнять не стал. Лишь высказал надежду, что вопрос будет решен в ближайшее время.
— Скорей бы всё прошло и мы уже забыли это как страшный сон. Потому что столько сил было вложено в развитие производства, что даже обидно... Судите сами: на фабрике трудилось 1270 человек, а сейчас 14 (!). Там работали жители Среднеуральска, Верней Пышмы, часть сотрудников приезжали из Арамиля, вахтовым методом ездили люди со Златоуста и Миасса, — отметил Иван Косилов.
По его словам, при увольнении сотрудников фабрика выплатила всё, что положено. Кому-то даже помогли трудоустроиться — в компании-партнеры, которые работают в Свердловской области.
— На сегодняшний день все штрафы, предъявленные Среднеуральской фабрике, максимально минимизированы и выплачены, либо вообще оспорены в суде и отменены, — уточнила адвокат адвокатской группы «Логард» Полина Тамакулова. — Все обязанности по выплатам перед государством выполнены.
Юрист также обратила внимание на непостоянство законодательной и судебной практики в вопросе транспортировки куриного помета.
— Действительно, в 2018–2019 годах арбитражные суды приходили к мнению об отсутствии необходимости иметь лицензию на транспортировку куриного помета. Однако в 2020 году с подачи Верховного Суда РФ это мнение изменилось. Поэтому и Арбитражный суд Свердловской области изменил свое решение, поэтому отсутствие лицензии у предприятия стало нарушением, — объяснила Полина Тамакулова. — Сейчас принят новый федеральный закон о побочных продуктах животноводства, который вступит в силу с 1 марта 2023 года, где вновь отсутствует требование о лицензировании деятельности для транспортировки помета. То есть законы и судебная практика меняются каждые два–три года. И предприятие за одно и то же действие может быть как признано нарушителем, так и оправдано.
Начальник управления общественных связей ОАО «УГМК» Алексей Свалов отмечает, что 8 июня 2022 года Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил требование холдинга «Равис» о предоставлении земельного участка, и 1 сентября состоится рассмотрение обжалования этого решения в 17-м Арбитражном апелляционном суде в Перми. По мнению Свалова, холдинг хочет добавить себе около 3 га земли, «которые они бы после радостно продали девелоперам».
Кроме того, ставший недавно депутатом Заксобрания области Свалов напомнил, что прошлой весной фабрику оштрафовали на 11,8 млн рублей за своз помета на поля Верхнепышминского района и других территорий. Он говорит, что заявления Косилова «не вызывают ничего, кроме улыбки: УГМК никогда не интересовала ни сама птицефабрика, ни ее территория, и «вообще проще новое [предприятие] построить, современное и экологичное».
В свою очередь генеральный директор «Агро-Актив» Илья Бондарев сообщил, что компания никогда не рассматривала вопрос о приобретении Среднеуральской птицефабрики.
Что говорят власти
Между тем руководство Свердловской области не слишком опечалено закрытием крупного сельхозпредприятия.
Как сообщил на пресс-конференции в январе этого года губернатор Евгений Куйвашев, это не отразится на обеспечении жителей Урала яйцом.
— Фабрика была построена с таким колоссальным нарушением экологических норм, что просто кошмар. Я там был сам, видел, насколько измучены люди, которые ощущали на себе всю производственную деятельность предприятия. Эта птицефабрика — меньше 2% от всего птицепрома Свердловской области, — заявил Куйвашев.
По его словам, на этом месте, вероятнее всего, будет реализован какой-нибудь проект — девелоперский или другой. Это, по словам губернатора, решит сам собственник (вот только непонятно, кого имел в виду глава Свердловской области — старого или нового владельца).
Ранее мы рассказывали о суде птицефабрики и Росприроднадзора. Власти объяснили, чем обернется закрытие бизнеса.