Сегодня стало известно, что сеть кофеен в России купит ресторатор Антон Пинский, рэпер Тимур Юнусов (Тимати) и холдинговая компания «Синдика» сенатора от Кабардино-Балкарии Арсена Канокова. Они получат права аренды на 130 помещений американской сети с двумя тысячами сотрудников. При этом фирменный логотип, по данным РБК, использовать будет нельзя.
Наши коллеги из издания MSK1.RU очень подробно разбирали, чем уже владеет Тимати и насколько он успешный бизнесмен. Если в сухом остатке, то далеко не все его проекты прибыльны.
Тимур Юнусов начал заниматься музыкой в детстве, в 14 лет основал группу, а в 17 работал на бэк-вокале у Децла. Успех ему принесло участие в «Фабрике звезд» в 2004 году, Тимати тогда был 21 год. После реалити и недолгого пребывания в группе «Банда» он основал продюсерский центр Black Star, а с 2007-го стал выступать сольно. Зарабатывать не только музыкой артист начал еще в 2006-м, когда выпустил коллекцию одежды «Black Star by TIMATI» — а дальше понеслось.
Бургеры от Тимати
Black Star из чисто музыкального лейбла за несколько лет превратился в сеть, которая объединила бургерные, автомойки, картинги, салоны красоты и фитнес-центры под этим брендом. Тимати был лицом бренда, например, сам приезжал в города на открытие Black Star Burger, готовил бургеры и бесплатно раздавал толпам пришедших. В Грозном он собирал булки с котлетами вместе с Рамзаном Кадыровым. А чтобы прорекламировать открытие салона красоты, Тимати с Егором Кридом устроили концерт на крыше «Гелендвагена» в центре Москвы. За перекрытие движения по Большой Дмитровке на артистов возбудили административное дело.
Летом 2020 года Тимати заявил, что уходит из лейбла Black Star, но другие бизнесы за собой оставит. По данным «СПАРК-Интерфакс», сейчас у Тимура Юнусова 17% в компании «Блэк стар фудс», которая управляет бургерными. Его партнеры — Юрий Левитас, Павел Курьянов, он же Пашу, и уроженец Камеруна Вальтер Чассем.
Идея Black Star Burger принадлежала основному владельцу компании Юрию Левитасу, писал Forbes. В начале нулевых он жил на две страны — США и Россию, занимался пассажирскими перевозками за океаном, а в Москве открыл клуб One More Club. Как гласит официальная версия, в 2015-м он захотел открыть бургерную, которая будет развиваться за счет раскрученных соцсетей, а Тимати и Пашу искали партнера для открытия ресторана. Так получился Black Star Burger.
Партнеры открыли первую бургерную на Новом Арбате в сентябре 2016 года. Через два года решили сделать ставку на франшизы. Приезд артиста на открытие ресторанов и раздача бургеров поначалу входили в стоимость паушального взноса (суммы, за которую предприниматель передает права на использование бренда, товарного знака и технологий производства), позже предлагалось оплачивать их отдельно по концертным расценкам.
Некоторые кафе уже закрылись, в стране и в мире сейчас работает около 60 бургерных Тимати. По данным финансовой отчетности «Блэк стар фудс», в 2021 году компания получила 39,9 млн рублей чистой прибыли, а выручка составила 42,7 млн. Чистая прибыль за 2017–2021 годы — 201,6 млн рублей.
Больше фастфуда
Тимуру Юнусову принадлежит 25% компании «Суши Бокс», зарегистрированной в июне 2021 года, она управляет сетью ресторанов паназиатской кухни «Red Box». Это совместный проект Тимати и ресторатора Антона Пинского (он владеет 37,5% компании). Третий совладелец сети — Никита Салабуга, сын предпринимателя из Санкт-Петербурга Виталия Салабуги, который считается собственником сервиса доставки готовой еды «2 берега».
Сейчас у Red Box три ресторана — два в Москве и один в Питере. Антон Пинский рассказывал Forbes, что Тимати в этом проекте отвечает за продвижение, маркетинг и привлечение аудитории:
— Мы надеемся вырастить большой сетевой проект, который по масштабам будет сопоставим с Black Star Burger, но будет более успешным и удачным с точки зрения качества.
Вместе с братом Тимати открывал рестораны Chicken Mafia в Москве, но сейчас они не работают. Хотя тема общепита для артиста не закрыта. В марте 2022 года он заявил, что собирается создать российскую альтернативу «Макдоналдс» — крафтовый фастфуд, на запуск которого запросил грант правительства Москвы.
— Мы предложим альтернативу, более свежую, интересную и современную и самое главное — российского производства на 100%. «Мак» — это промышленный масштаб, мы стартуем с крафтовым фастфудом, соответственно, качество при равном чеке будет много выше. Обкатать и удержать его на объеме 5–10 точек реально, далее по потребности рынка можем вырасти в пищевого гиганта, — говорил он.
В марте Тимур и Александр Митрошенков оформили на себя по 50% компании «Флэйва», которая, вероятно, запустит новые рестораны. Митрошенкову также принадлежат организации, которые производят телепрограммы «Спокойной ночи, малыши» и «Когда все дома», также он является вице-президентом Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Табаки, автомойки, серф-лагерь
В 2020 году Тимати зарегистрировал компании «Ракета» и «Ракета инвест», на которых сосредоточился после ухода из лейбла Black Star. В соцсетях он тогда рассказывал, что будет вкладываться в стартапы и новые продукты. В том числе, по словам артиста, он приобрел 25% мобильного приложения для онлайн-шопинга StreamSale за 1 миллион долларов. За 2021 год «Ракета» показала убыток в 11,3 млн рублей, а «Ракета инвест» — прибыль в 26 тысяч.
В 2021 году ИП Тимура Юнусова направило заявки на регистрацию товарных знаков «13 supreme hookah place» и «13 hookah lounge» — вероятно, Тимати собирается открывать кальянные. Еще один бизнес Тимати — производство табаков для кальяна под брендом Banger в компании «Бэнгер», которой принадлежит товарный знак, у него 40%.
Сеть автомоек Black Star Car Wash работать перестала, их группа во «Вконтакте» продается, а на старом сайте срабатывает переадресация на сеть «13 Detailing & Carwash». Этот товарный знак зарегистрирован на Тимати. Не работает больше и клуб Black Star Fitness в Mercury Tower «Москвы-Сити».
В интервью Forbes артист рассказывал, что занимается также организацией серф-лагеря 13 Surf Camp на Мальдивах вместе с партнером, чемпионом России по кайтбордингу 2004 года Ильей Винокуровым.
«Путешествие на 8–9 дней обойдется примерно в $ 10 000 без учета билетов. Цены на серфинг для новичков составляют почти $ 1500. По словам Тимати, общий доход от каждого выезда с учетом рекламных контрактов составляет $ 700 000–800 000, чистая прибыль может доходить до 20 млн рублей», — писало издание.
Самая загадочная компания Тимати называется «Рокет серф», ее совладелец — Илья Рашкин. Этот молодой предприниматель в 2020 году в Крыму на выставке, посвященной будущему Военно-морского флота России, лично презентовал Владимиру Путину гибридный конвертоплан, разработанный его компанией TGE Group. Это аппарат, который «поднимается в небо как вертолет, а летит как самолет».
Конвертопланы в серийное производство не пошли, но Рашкин без госзаказа не остался. В начале 2022 года Минпромторг одобрил заявку его компании «Электромобили мануфэкчуринг Рус» на заключение специнвестконтракта на разработку и внедрение в производство электромобилей. Еще 20% в «Рокет сёрф» принадлежат Наталье Кожиной, родственнице миллиардера Александра Кожина (в частности, ему принадлежит аквапарк «Питерлэнд»). Чем займется «Рокет сёрф», пока неясно. Основной вид деятельности компании указан как «производство спортивных товаров».
Ранее мы рассказывали о том, что будет с точками Starbucks в Екатеринбурге.