Если сравнивать советские деревянные окна и современные, для наглядности можно представить себе «Жигули» и Rolls-Royce. Пластик в этом случае будет китайской иномаркой.
Как и на дорогах — пластик заполонил почти всё. Поэтому приметой последних двух десятилетий можно считать стандартные белые окна, которые можно увидеть и в почерневших от времени бараках, и в хрущевках, и в новых домах.
В свою очередь, деревянные окна ставят только в домах в центре города, а еще в частном строительстве. Причина — в качестве и внешнем виде. Несмотря на то что дерево — материал капризный, его можно защитить алюминиевыми накладками, и конструкция станет почти вечной.
Такие конструкции защищают от холода, перепада температур, дождей и снега, не боятся солнца и влажности, а еще они красивые и приятны на ощупь.
Одна из площадок по изготовлению таких конструкций находится у нас, в Екатеринбурге, в самом сердце Эльмаша. Вместе с заместителем директора завода окон «Брусника» Владимиром Макаровым мы прогулялись по цеху и узнали, как устроено производство.
Создание современных дерево-алюминиевых окон начинается со склада, куда привозят материал. Обычно используются хвойные породы, а еще дуб, бук и ясень.
Дерево привозят на участок заготовки, где им придают форму: от доски отрезают обзол (необтесанная боковая часть с корой. — Прим. ред.) и распускают ее на бруски, рассказал E1.RU Владимир Макаров. Отходы производства перерабатывают, прессуют и продают.
— Дальше заготовки попадают на столярный участок. Здесь брусок с помощью автоматизированной пилы распускают, появляется первая заготовка, — уточняет Владимир. — Как правило, она с пороками — с сучками и трещинами. Их полностью вырезают, получаются небольшие (но идеальные бруски), которые идут на станок продольного сращивания. Здесь мы можем склеивать заготовки по шесть, двенадцать и даже двадцать метров, почти до бесконечности. Но, как правило, делаем шестиметровые заготовки.
Нам объяснили, почему для окон нельзя взять полноценный брус и обойтись без сращивания.
— Дерево — это живой материал, и сращиванием приходится заниматься, даже если мы имеем дело с дубом наивысшего качества. Из каждой доски на производстве выбирают самый цельный отрезок и сращивают его с другим таким же. Так получают крепкую, надежную, готовую стать окном ламель (тонкая и широкая полоска дерева. — Прим. ред.), — пояснил наш собеседник. — Ламели обрабатывают на фуговальном станке и с помощью вертикального склеивания делают брус необходимой толщины.
Если нужно, чтобы окно оказалось приемлемым по стоимости и выглядело солидно, к материалу, например, из сосны с помощью немецкого клея делают лицевую ламель из дерева ценной породы.
Дальше заготовки проходят через четырехсторонний станок, торцуются в размер и отправляются в «сердце» завода — немецкий «угловой оконный центр». Оператор задает нужные параметры программы, а техника сама выполняет фрезеровку профиля. На этом этапе появляются отдельные элементы рам и створок, которые позже отправятся на сборочный стол.
Рамы под гнутые стекла столяры делают вручную. И для этого есть два способа. Первый — набирается заготовка большой толщины и выпиливается нужная дуга. Второй метод — тонкие ламели помещают в «кондуктор», зажимают прессом и ждут до высыхания клея. Для этого нужно час-полтора, а в день получается по восемь заготовок, или четыре окна.
— Стекла для таких конструкций заказывают, как правило, у компании Modern Glass в Челябинске, это один из крупнейших заводов в России, — рассказал Владимир Макаров. — Есть еще компания Sibglass Group. У них производство в Новосибирске и Красноярске. Кроме всего прочего они делают моллированные (гнутые. — Прим. ред.) стекла.
В свою очередь сборщики оформляют окно в то, что мы привыкли видеть. Они склеивают раму, створки, ставят штапики и другие необходимые элементы. Затем конструкция идет в зону временного хранения, где ее пропитывают раствором, чтобы убрать пыль, поднять все ворсинки и волокна. На следующем этапе шлифовки это поможет разглядеть дефекты. Здесь конструкцию делают гладкой: шлифуют, при необходимости шпаклюют и готовят к покраске.
Следующий этап — покрасочная камера. За одну смену там обрабатывают 40 конструкций. Окна красят в подвешенном состоянии. Сначала первую партию грунтуют и дают высохнуть. Когда первая партия уже просохла, их начинают красить, в то время как остальные доходят до кондиции.
Как правило, для покраски используют немецкие грунтовку и краски. Всё дело в качестве. Немецкого продукта хватает по одному слою грунтовки и лака. Если брать другие, получится перерасход. Всё это повышает финальную стоимость окна и время его изготовления. Да и, кроме того, материалы должны быть надлежащего качества, не трескаться и не выгорать.
После сушки идут финальные стадии: сборка всех комплектующих, стекла, алюминиевых накладок и фурнитуры.
— Сейчас на производстве работают около 40 человек, при этом люди на завод всё равно требуются, — объяснил Владимир. — В большей степени — на участок сборки, потому что именно эта часть является узким горлышком.
Однако и на другие участки люди тоже нужны.
— На столярном участке, например, процесс обучения достаточно долгий, там быстрого карьерного роста можно не ждать, потому что с деревом приходится долго разбираться, — уточнил наш собеседник. — Приветствуется люди с навыками столяров и со знанием работы на станках с ЧПУ (числовое программное управление. — Прим. ред.). При этом на большинстве процессов достаточно базовых навыков работы с деревом и желания учиться. Например, на участке шлифовки у нас работает Кевин, он из Кот-д'Ивуара. Когда он пришел, вообще с деревом не умел работать, начал с обработки штапиков, а сейчас ему поручают уже более сложную работу.
Мы спросили про деньги: на испытательном сроке сотруднику платят около 35 тысяч, но, как утверждает наш собеседник, по мере роста квалификации растет заработная плата, а дальше всё в руках сотрудника — всё зависит от квалификации и переработок.
— Костяк команды работает на этом производстве уже 10 лет, — напомнил Владимир. — На каждом участке есть мастера-наставники. Грубо говоря, можно прийти с уровнем «умею читать и писать», а дальше достичь уровня старшего сборщика, который сам сможет собрать окно без чьей-либо помощи. Главное, чтобы человек хотел развиваться в профессии, мы ищем тех, кто хочет делать классный продукт.
Чтобы исключить халтуру и брак, на заводе есть правило — сотрудники могут не брать заготовку с предыдущего участка, если у нее есть дефекты.
— Это самый оптимальный вариант, люди понимают, что на них лежит ответственность, они могут не брать в работу брак других, — подчеркнул наш собеседник. — Но всё равно мы живем в обществе, и некоторые иногда на что-то закрывают глаза. Но одно дело, когда халтура всплыла на начальном этапе и есть возможность переделать без потерь, а другое дело — когда окно уехало в Новосибирск и брак обнаружили уже там.
Rolls-Royce, даже если это только метафора, не может быть много. Окна из дерева и алюминия устанавливаются пока только в зданиях высокого класса с необычной архитектурой и повышенными требованиями к эстетике и экологичности.
В Екатеринбурге, например, это квартал «На Некрасова», в Тюмени — «Речпорт», в Новосибирске — «Пшеница». Окна из дерева уже смонтированы в уникальной школе, в Новосибирске, наши коллеги из NGS.RU рассказывали про этот проект.
Сейчас завод может производить до двух тысяч квадратных метров дерево-алюминиевых окон в месяц. Уже в этом году предстоит сделать в два раза больше.
А если хотите немного поностальгировать, почитайте про товары, которые когда-то производили прямо в Екатеринбурге. Наверное, многие вспомнят пиво «Патра», уральское шампанское, стиральную машину «Малютка» и пылесос — тоже «Урал».