В Екатеринбурге начался самокатный сезон. За два года на улицах города появились тысячи электрических устройств, которые можно взять напрокат с помощью сервисов кикшеринга.
Новый вид транспорта заставил горожан начисто забыть претензии к велосипедистам. С 2020 года идут споры, как уберечь пешеходов от беспокойных самокатчиков, которые на скорости 20 километров в час рассекают по тротуарам.
Поездка на самокате по стоимости вполне сравнима по цене с заказом такси. Кто получает эти деньги и кто платит за сотни сломанных вандалами самокатов? Рассказываем о владельцах сервисов кикшеринга в Екатеринбурге.
Whoosh
Компания Whoosh — самый большой кикшеринг Екатеринбурга. Она появилась в нашем городе первой, в мае 2020 года. «Ельцин Центр» объявил о «новом виде общественного бесконтактного транспорта» в начале пандемии коронавируса. Изначально в городе было триста самокатов, а сейчас их пять тысяч. Общее количество техники, которую использует Whoosh, по данным оператора — 85 тысяч самокатов и 200 электровелосипедов. Аудитория составляет более шести миллионов пользователей.
Самокаты работают на собственном программном обеспечении. Whoosh входит в первую пятерку шеринг-компаний страны, об этом заявляют представители фирмы. С 2021 года они не работают с «Ельцин Центром» и самостоятельно развивают свой сервис в нашем городе.
ООО «ВУШ» создано в 2018 году. На сегодня в компании трудится 81 человек. Ей руководит Дмитрий Чуйко, генеральный директор и главный учредитель, которому принадлежит 44,7% доли компании. Среди соучредителей три физлица — Егор Баяндин, Сергей Лаврентьев и Олег Журавлев. Все четверо ранее занимали высокие посты в авиакомпании S7. Чуйко был заместителем гендиректора по инновациям, Баяндин на аналогичном посту отвечал за технологическое развитие дистрибутора авиабилетов S7 Travel Retail. Сергей Лаврентьев развивал корпоративные продажи, а Олег Журавлев курировал объединение разных подразделений холдинга. По данным РБК, Журавлев ранее работал и в провайдере «ЭР-Телеком».
Среди совладельцев Whoosh есть также два юрлица: АО «Вим Инвестиции» (13,7 %) и акционерная компания с ограниченной ответственностью «Айпи Гроус Фанд Эсписи» (Кайман). Все доли находятся в залоге у ПАО Банк «ФК Открытие» и ООО «Открытие Капитал».
АО «Вим Инвестиции» — компания из Группы ВТБ, которая занимается управлением инвестициями. Данные по «Айпи Гроус Фанд Эсписи» не раскрыты учредителями. В начале 2021 года издание РБК сообщило, что Whoosh привлек более 25 миллионов рублей от закрытого паевого инвестфонда «ВТБ Капитал пре-АйПиО Фонд» и инвестиционной структуры банка «Открытие».
— Whoosh имеет прямой доступ к деньгам ВТБ и «Открытия». Конкурировать с ними можно, но сложно, потому что они могут позволить себе демпинг благодаря поддержке банков. По этой же причине компания не жалеет денег на развитие. У них, пожалуй, лучший парк самокатов в городе, — рассказал E1.RU представитель сервиса кикшеринга, который не работает в Екатеринбурге. Он попросил не раскрывать его имя.
Urent
Urent в Екатеринбурге с 2021 года. В распоряжении компании — 70 тысяч самокатов на 65 городов России, в прошлом году число пользователей составило три миллиона человек, которые совершили 15 миллионов поездок. В Екатеринбурге у Urent более тысячи самокатов, в этом сезоне парк пополнили новыми моделями Ninebot Max Plus. В 2022 году компания рассчитывает нарастить свое присутствие до ста городов.
ООО «ЮрентБайк.ру» (юрлицо Urent) создано в 2018 году. Компания развивает бизнес на деньги Сбера и МТС. В феврале 2021 года МТС вошла в число учредителей, а соинвестором выступили фонд прямых инвестиций VPE Capital Сбера и венчурный фонд VEB Ventures Группы ВЭБ.РФ, писал РБК.
Почти 30% доли в ООО «ЮрентБайк.ру» принадлежат Ольге Стефанюк, жене основателя бизнеса Андрея Колесника, который ранее был управляющим директором компании. Интересно, что на них же записана фирма «Массаж23.ру», зарегистрированная в Анапском районе. Для нее зарегистрировано почти два десятка видов деятельности и только один связан с физкультурой и оздоровлением, остальные касаются разных видов торговли и проката. На конец 2021 года компания показала убыток в 18 миллионов рублей.
Также в производство на раннем этапе в Urent инвестировал сооснователь и гендиректор рекламного агентства Possible Андрей Виноград. «Делаем востребованной русскую творческую мысль в мире», — так основатели презентуют компанию посетителям сайта.
Участвуют в бизнесе Urent создатели приложения «Сравни такси» Андрей Азаров и Михаил Гейшерик. Всего у этого кикшеринга — девять соучредителей и участников.
В Urent разработали модель работы, которая позволяет максимально продлить жизнь каждого самоката.
— У нас долгий цикл жизни самоката — мы перемещаем технику между локациями: например, первый сезон самокат работает в Москве, затем после ТО ездит следующий сезон в городе-миллионнике, в следующем сезоне — в городе-спутнике. Это позволяет увеличивать срок жизни самоката и делать сервис доступным в тех городах и регионах, где не работают наши коллеги по рынку, — рассказали представители компании.
В 2021 году активы Urent выросли в пять раз, до 2 миллиардов рублей. Выручка составила 1,323 миллиарда, а вот прибыли бизнес не показал, отчитавшись об убытке в 77 миллионов.
BusyFly
Права на эту торговую марку принадлежат компании «Гелиоссофт», разработчику системы спутникового мониторинга. BusyFly — шеринговая платформа для электросамокатов, велосипедов и автомобилей. Ее создал Евгений Ерохин, айтишник и предприниматель из Новокузнецка, совладелец компании Arusnavi, которая занимается производством навигационного оборудования. Например, он выпускает программы для дистанционного управления и наблюдения за автомобилем, с помощью которых можно удаленно запускать двигатель.
В отличие от Whoosh и Urent, «Гелиоссофт» не владеет самокатами и не управляет ими — компания предоставляет партнерам IT-платформу. В интервью изданию BIZ360 в августе 2021 года Ерохин рассказал, что партнеры платят по 5 евро в месяц за каждый самокат, техподдержку и обучение. В Екатеринбурге партнером BusyFly стало ООО «Ахаха» из Березовского, ее генеральный директор и учредитель — Альберт Кириллов.
— BusyFly не занимается оперативным управлением, это берут на себя партнеры. На мой взгляд, это проблема, потому что они не всегда разбираются в тонкостях бизнеса и из-за этого проигрывают конкуренцию Whoosh и Urent, — считает участник рынка кикшеринга, мнением которого по поводу екатеринбургских компаний мы поинтересовались.
BusyFly этой весной внезапно сменил цветовую схему с желто-синей на оранжево-черную.
— Ребрендинг компании был запланирован еще в июле 2021 года и никак не связан с политической обстановкой, — пояснил E1.RU партнер BusyFly в Екатеринбурге. — Также можем добавить, что в сезоне-2022 сервис увеличивает количество самокатов и размер карты.
В 2022 году сезон самокатов в Екатеринбурге начался 6 апреля. Пользователям кикшеринга рекомендуется оплачивать не только поездку, но и страховку — в противном случае будет тяжело добиться компенсации при аварии или поломке.
Кроме того, надо следить за скоростью движения, хотя в прогулочных зонах и многолюдных приложения для аренды иногда дают сбой. Так, одному из горожан за короткую поездку выставили счет в 2000 рублей.