Торговые центры Екатеринбурга не готовы отдать российским производителям одежды опустевшие площади магазинов зарубежных брендов. Одна из причин очень проста: наш бизнес просто не сможет оплачивать высокую аренду, а значит, и у ТЦ не будет прибыли. Предложений от местных дизайнеров и производителей много, но не все понимают, что деньги, вложенные в ремонт торгового зала и освещение, нужно отбивать.
— Они не готовы платить ту аренду, которую платили бренды, занимающие эти площади, — рассказала E1.RU гендиректор ТЦ «Европа» Марина Крупина. — Интересный момент: все наши бренды отшиваются из фурнитуры и ткани, которая поставляется из-за рубежа, и с этим большая проблема. Профессия швеи в России также практически отсутствует. Мало людей, которые готовы работать за маленькие деньги, легкая промышленность в России — убита. На ее восстановление уйдут годы.
«С Россией готовы сотрудничать сейчас Иран, Индия, Турция, Китай, но операторов, которые готовы открыть качественные торговые площади — их нет»
По информации управляющего директора Российского союза торговых центров Олега Войцеховского, сети еще даже не оправились от коронавирусных ограничений. В целом по России ТЦ недополучили 540 миллионов рублей от общего арендного дохода.
— Порядка ста арендаторов приостановили свою деятельность, в первую очередь, это арендаторы рынка фэшн. На сегодня в разных торговых центрах у нас от 20 до 30 площадей, которые сдаются в аренду, простаивают, — пояснил Олег Войцеховский. — Арендаторы, конечно, не платят полностью аренду. Беспокойство вызывают около 3–3,5 миллиона квадратных метров торговых площадей (зарубежных магазинов. — Прим. ред.), которые, очевидно, всё-таки будут освобождаться. Покупательская способность уменьшается, и мы уже видим тенденцию к переходу в более экономичный сегмент.
Некоторые арендодатели не оставляют надежды на то, что импортные бренды, которые ушли из России на фоне объявленных Западом санкций из-за спецоперации на Украине, всё-таки вернутся. Никто из них до сих пор не заявил о том, что точно покидает рынок. Другая проблема — в том, что торговые центры и арендодатели испытывают сложности с логистикой.
— Часть арендаторов вынужденно закрылась не только по политическим соображениям, но и по логистическим. Есть крупный пример компании Maersk, осуществляющей перевозки по морю в Россию. Арендаторов, которые работали с этим оператором, достаточно много. Это всё выливается в издержки финансовые и недостаток товара, — уточнил Павел Изотов, коммерческий директор ТРЦ VEER Mall и ТРЦ DEPO.
Директор «Гринвича» и «Пассажа» Дмитрий Сарапульцев уверен, что в худшем случае торговым центрам придется проводить ярмарки-развалы.
— При реализации худшего сценария большинство торговых центров без поддержки просто не выживет. Да, безусловно, появятся челноки, как в 90-е. Уже активизировались предприниматели, те, кто торгует сводными группами товаров, но это не про современные торговые центры история. Это будет, скорее, деградация, чем развитие, — отметил Дмитрий Сарапульцев.
Также мы обсудили с экономистами, к чему может привести массовое закрытие зарубежных компаний. Так, торговые центры опустели после ухода иностранных брендов одежды, простаивают около 20–30% магазинов. Свердловские ТЦ даже написали письмо губернатору.