Владимир — водитель такси из Екатеринбурга, причем не рядовой. Напротив, он регулярно входит в 1% лучших партнеров «Яндекс.Такси». Однако даже его перфекционизм не всегда вознаграждается заветными пятью звездами. Почему? Владимир уверен, что в отношениях между водителями и пассажирами зачастую не хватает понимания, особенно когда дело касается оценок. В этом тексте он попытался примирить таксистов с их клиентами.
Пассажир имеет право на свою оценку. Я, как такой же потребитель услуг, выступаю только за. Когда пассажиры рассказывают мне какие-то плохие истории о такси — я сам рекомендую им реагировать соответствующе. Некорректное поведение водителя должно исключаться. Критика важна, она помогает взглянуть на себя со стороны.
«Однако всё это относится к объективным оценкам. К сожалению, порой встречаются и эмоциональные»
Если взглянуть на оценки, то создается впечатление, что существуют только две крайности: либо всё прекрасно и «пять звезд», либо всё ужасно плохо. Хотя подобного в оценках просто не может быть.
Приведу пример. Если в слякотную погоду вы видите загрязненные борта и немного запачканный коврик, это не говорит о том, что водитель не выполняет свои функции. Он моет свою машину за 700 рублей, и она становится точно такой же грязной через час. Наш город — 20 на 30 километров, и уже в километре от центра можно найти ямы и лужи. Если вы заметили грязь на борту — это не «одна звезда».
«"Одна звезда" — это убитая машина с пьяным водителем, который везет вас не туда и матерится по дороге»
Есть объективные критерии: состояние авто, дресс-код, плавное вождение, соблюдение ПДД и другие стандарты. А есть эмоциональные всплески пассажиров.
Недавно я вез девушку, которая — иначе я этого объяснить не могу — пыталась выместить на мне какие-то свои проблемы. Я прождал ее десять минут, чтобы услышать, что это из-за меня она опоздает. Одна из ее претензий звучала как: «Вы не чувствуете, что в машине слишком душно? Могли бы догадаться и открыть мне окно». Как именно я должен был прочитать ее мысли, осталось за кадром.
«Тайный покупатель недавно снизил мне оценку за "плохой запах в салоне". Я потерял доход, мне запретили ездить на тарифе "Комфорт+". Я был в шоке»
Повторюсь, я не пытаюсь жалеть недобросовестных водителей. Но, когда ты ежедневно десятки раз бегаешь, протираешь ручки, промакиваешь коврики, ставишь конфетки и бутылочки с водой, со всеми приветлив, пытаешься создать людям комфортное душевное состояние, а тебя в момент топят... Мягко говоря, это очень обидно.
Я понимаю, что имел в виду тот пассажир. Воздух в городе бывает не слишком чистым — по независящим от меня причинам. Когда я стою в пробке и в машину попадают газы других автомобилей, я отключаю вентилятор. Но исключить попадание выхлопных газов полностью я физически не могу.
«Чего ждал пассажир? Я должен был накрыть авто куполом из полиэтилена и завязать узлом?»
Пассажир решил, что я в чем-то виноват, и моя семья потеряла часть дохода. Пожалуйста, услышьте: в оценках необходима объективность. Несколько плохих оценок подряд способны лишить человека работы. Сломать ему жизнь.
Чтобы «отменить» одну однозвездочную оценку, нужно пятнадцать пятизвездочных. При этом негативные оценки люди ставят охотно, а те, кого всё устроило, зачастую в принципе ничего не нажимают.
Мы живем в не самое простое время. И в жизни, и в работе у каждого хватает негатива. Я уверен, что нам всем стоит относиться друг к другу с чуть большим пониманием.
«А водителям — выходить за рамки стандартов. Это несложно, но это улучшит отношения между водителями и пассажирами»
Например, я как-то вез молодую пару. На месте их должен был забрать BlaBlaCar, но он опаздывал, а на улице шел дождь, так что свою машину пара прождала в моем авто. У меня всё равно не было новых заказов, а их это спасло от холода.
Когда я везу мамочек с колясками или девушек с полными пакетами покупок — ну понятно же, что им неудобно открывать дверь самим. Доставать ключи, ставить сумки на грязное и мокрое, толкать двери — ну зачем это? Мне, как джентльмену, как мужчине, несложно взять сумки и сопроводить пассажирок до лифта.
«Эти три минуты не повлияют на мою работу никак, но мир станет немного лучше. И отношение к нам, к водителям — тоже»
Водители! Если вы видите, что пассажиру нужна ваша помощь, оказывайте ее.
Пассажирам дана власть решать, хорошо будет человеку или плохо. Будет ли у него работа, будет ли доход у его семьи. Мне жаль, что такая прогрессивная команда, как «Яндекс», не может создать объективную систему оценок, но сейчас это так.
На мой взгляд, система оценивания должна быть устроена довольно просто. Есть объективные показатели, такие как уровень проставленных звезд, количество выполненных заказов и размер чаевых, комментарии к ним. Всё это можно отслеживать за три месяца, за шесть, за двенадцать — и создавать коэффициент, который будет показывать, действительно ли редкая негативная оценка соответствует реальности.
«Водителям, которые долго и стабильно работают хорошо, можно выдавать иммунитет»
Но, пока этого нет — да и когда, я надеюсь, появится, — нам всем следует относиться друг к другу с большей заботой и ответственностью. Чем лучше будет налажено взаимопонимание, тем всем будет проще.
Хочу подчеркнуть, что моя работа состоит вовсе не из сплошных негативных примеров. Большинство пассажиров — очень приятные и воспитанные люди, с которыми интересно и познакомиться, и время провести. Я хочу сказать пассажирам большое спасибо за то, что они дают нам работу и заработок.
В ваши руки вложили власть над людьми. Пожалуйста, понимайте, что она значит.
Прочитайте также анализ ситуации на рынке такси: Владимир объяснял, почему, несмотря на повышение тарифов, доходы водителей могут упасть. Его мысли подтверждают и расчеты таксиста, который заработал 100 тысяч, но не увидел этих денег.
Мы также разбирались, к чему приведет уход «Ситимобила» из Екатеринбурга. Впрочем, как оказалось, это был всего лишь пиар-ход со стороны компании.