В Екатеринбурге количество магазинов, которые продают продукты по низким ценам, продолжит расти. Тенденция к увеличению количества таких точек наметилась еще в пандемию. Так, один из крупнейших ретейлеров, X5 Retail Group, запустил в конце октября первые магазины-дискаунтеры «Чижик» в московском регионе.
— Еще в мирное время, осенью 2021 года, руководитель этого направления, бывший директор «Дикси» [Илья] Якубсон озвучил цифру: за два ближайших года открыть три тысячи «Чижиков», — рассказал E1.RU гендиректор агентства InfoLine Иван Федяков. — Чтобы вы понимали, в лучшие годы по тысяче «Пятерочек» открывали, но то в лучшие. Фактически уже тогда X5 принял судьбоносное решение, чтобы переориентироваться на развитие этого формата.
Из трех тысяч дискаунтеров X5 в Екатеринбурге намерены открыть около 40 точек. Однако их запуск перенесли до конца лета. В первую очередь такие магазины появятся в Академическом, Уралмаше или на Широкой Речке. Их площадь будет не более 350–400 квадратных метров. Для сравнения: у «Пятерочек» в два-три раза больше.
Свои дискаунтеры стали открывать и другие крупные сети: «Магнит» — бренд «Моя цена», «Лента» — «365». В то же время на фоне проблем с логистикой сеть «Светофор» начала испытывать проблемы.
— У «Светофора» сейчас большие проблемы, — уточнил Иван Федяков. — Такие магазины работали, когда был профицит товаров. Там продавалось то, что не успевало продаться в обычных магазинах. А когда и в обычных покупатели стали сметать всё подряд, то много чего до «Светофора» просто не доехало. Дальше, возможно, ситуация исправится в лучшую сторону просто по причине того, что спрос на такие магазины на фоне снизившихся доходов населения будет гарантированно высоким.
Он не исключает, что многие точки популярных торговых сетей могут быть переформатированы в дискаунтеры вроде «Чижиков» и «Моей цены».
Однако гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что ретейл по большому счету просто будет выезжать за счет того, что начнет «кормить потребителя не гречкой, а гречневыми ошметками за те же деньги».
— Любой кризис в России — это усиление разрыва между более сытыми и менее сытыми. Не могу сказать между бедными и богатыми. Последних у нас очень мало, и в наших магазинах они не закупаются. И тем больше разрыв между этими сетями, — считает Дмитрий Журавлев. — Вопрос, насколько качественен будет дешевый товар, чтобы переманить средний класс к себе, — интересный вопрос. Всегда любая сеть решала проблемы за счет снижения качества товара. Она не становилась нерентабельной, просто потому что начинала продавать более дешевый товар. А зачем уходить? Будут продавать вместо гречки гречневые ошметки за те же деньги. И уходить не придется. И рентабельность сохранится.
Мы обратились с запросами в представительства сетей Fix Price, Familia, «Светофор», однако они проигнорировали запросы E1.RU. В пресс-службе X5 Retail Group пообещали предоставить комментарий позднее.
Ранее мы подробно разбирали, как и на ком зарабатывают магазины, которые похожи на склады. Изучали их ассортимент и причины популярности этого формата. Также можете прочитать о том, какие уловки используют «жесткие дискаунтеры». И за счет чего «нищемаркетам» удается держать цены низкими.