7 апреля «Яндекс.Такси» анонсировал повышение тарифов — в том числе для того, чтобы «частично компенсировать рост цен на обслуживание автомобилей и их содержание». Это повышение должно состояться в течение месяца. К примеру, поездка в «Экономе», которая раньше стоила 314 рублей, с 8 апреля будет стоить 323 рубля.
Мы спросили, достаточно ли этого, у одного из лучших водителей Екатеринбурга.
Я работаю в «Яндекс.Такси» с мая прошлого года, вхожу в 1% лучших водителей в Екатеринбурге, являюсь экспертом-наставником сервиса и обучаю коллег-новичков. Я также написал профессиональный курс для водителей, сейчас ожидаю его внедрения в приложение, участвую в некоторых процессах в работе компании. У меня есть бизнес-образование, и я понимаю, что «Яндекс» — это в первую очередь коммерческая компания. Однако их менеджеры, конкретно в нашем городе, мне кажется, несколько оторваны от реальности.
Во-первых, повышения тарифов всё еще не произошло. Оно планируется, но обсуждать, много это или мало, пока бессмысленно. Насколько мне известно, «Яндекс» планирует ввести изменения синхронно с уходом «Ситимобила» — то есть в середине месяца. Стоимость поездок вырастет в среднем на 5%.
Давайте посчитаем, какие статьи расходов растут синхронно с этим.
На данный момент аренда автомобиля для работы в «Бизнесе» стоит 2,5 тысячи в день. Ближайшее АТО будет дороже, так как работа в такси влечет с собой большой износ машины. АТО нужно делать регулярно, каждые 10 тысяч километров. Стандартное — это замена масла, проверка колодок, замена фильтров. Не говорю о таких вещах, как аккумулятор или замена колес, мы сейчас считаем по минимуму.
«Все комплектующие выросли в цене от 50 до 100 процентов. Стоимость аренды, вероятно, поднимется с 2,5 до 3 тысяч»
Отдельная статья расходов — мойка автомобиля. В Екатеринбурге межсезонье занимает длительный период времени. Осень и весна — это слякоть и грязь, период, когда необходимо заливать омывающую жидкость. За март — апрель я в общей сложности залил 20 литров омывайки. Цена на нее тоже выросла. Еще подорожала мойка автомобиля — притом по совершенно непонятным мне причинам.
«Электроэнергия и вода не подорожали, налогов платить больше не стали. Но сегодня за мойку авто я вместо 500 рублей заплатил 700»
Мы обязаны мыть машину каждый день, иногда — два раза.
На чем основаны некоторые повышения цен — сказать невозможно. Но всё это ложится на водителя. Допрасходы в сутки в связи с экономическими изменениями уже выросли примерно на 500 рублей.
Заказов при этом становится меньше. В тарифах «Эконом» и «Комфорт» есть закономерность: интенсивность заказов связана с датами получения зарплат. В середине месяца и его конце-начале заказов больше. С марта та же самая привязка, как это ни странно, вдруг появилась в тарифе «Бизнес».
«Раньше за одну смену в «Бизнесе» я регулярно выполнял около 20 заказов. Теперь их 15»
В итоге путем простого подсчета цифр получается, что у меня увеличился расход и уменьшился доход. Повышение тарифов на 5% не компенсирует наши новые затраты и не позволит нам зарабатывать больше. Некоторые говорят, что таким путем из этой профессии может выдавить всех нормальных водителей. Всех, кто готов качественно и хорошо работать. То есть делать не только то, что обусловлено стандартом, но и пытаться сделать для пассажира немного больше. Например, если мы видим у человека плохое настроение — то одной оригинальной фразой порой можно это изменить, заставить человека улыбнуться. Меня часто спрашивают, что я нахожу в этой работе. Ответ — именно такие моменты. Меня это радует.
«Хороших водителей в такой ситуации может просто не остаться в таксопарках. Кто останется — я не знаю»
Что делать? Вопрос открытый. Мы прекрасно понимаем, что доходы населения тоже не выросли, что они тоже под серьезной угрозой. Кардинально поднимать цены — не выход, даже если «Ситимобил» уходит с рынка. Но, думаю, тут уже мозги «Яндекса» должны что-то считать. У нас большой недешевый город. Пассажиры из столиц при этом говорят, что цены тут копеечные, что услуги, аналогичные моим в Москве и Питере, стоят в 2–3 раза дороже. Я не знаю, почему так. Лично я не сравнивал и не считал чужие рубли. Но факт в том, что такие комментарии есть. Возможно, «Яндексу» стоит прекратить относиться к Екатеринбургу как к городу-провинциалу.
Зачастую в комментариях говорят, что не заслуживают водители таких денег. Я считаю, что, для того чтобы судить, нужно взять и поработать — и потом уже делать выводы.
«Во-первых, работая по 14 часов без обеда, мы работаем две смены подряд. Людям стоит это понимать»
Во-вторых, непросто быть в регулярном напряжении. А мы постоянно оцениваем ситуацию на дорогах, концентрация и безопасность превыше всего. В-третьих, мы работаем с людьми. Это дополнительная ответственность.
Напомним, повышение тарифов в компании объясняли экономической необходимостью.
— Обновление тарифов поможет таксопаркам и логистическим партнерам сбалансировать экономику поездок и заказов. В такси изменения произойдут в течение апреля, — комментировали в пресс-службе «Яндекс.Такси». — В части городов повысится стоимость подачи машины, а в других — вырастет стоимость километра и минуты. Изменения коснутся всех тарифов с учетом локальной специфики каждого конкретного города.
Вы были бы готовы работать таксистом?
Другие водители во многом согласны с Владимиром. Прочитайте, например, расчеты водителя, который заработал 100 тысяч, но не увидел этих денег.
Мы также разбирались, к чему приведет уход «Ситимобила» из Екатеринбурга.