Пустые полки, взлет цен, дефицит некоторых товаров — намечающийся после вводимых из-за специальной военной операции на Украине санкций кризис, кажется, заметили уже все. Екатеринбуржцы тоже изменили потребительские привычки. Особенно остро это на себе ощутили курьеры. Ведь если люди выстраиваются в очередь за сахаром, им становится не до заказа роллов. Или пиццы, которую развозит автор этой колонки, пожелавший остаться анонимным.
Скоро пойдет четвертый год, как я работаю курьером в пиццерии Papa John’s. Мне есть с чем сравнивать, и сейчас эти сравнения выглядят неутешительно.
Несколько необходимых объяснений. Система оплаты в нашей компании зависит от количества заказов и часов плюс премия за сотовую связь и компенсация обедов.
«Все просто: больше заказов — больше зарабатываю. Связь здесь самая прямая»
В нашей компании курьеры делятся на три группы: со служебными автомобилями, с личными автомобилями и выходящие в ночь. Я езжу на личном и днем. Внутри этой категории есть свои подразделения: стажеры, аттестованные и работающие более полугода. Спустя три года работы у меня максимальная ставка.
Начнем с главного — заказов стало меньше. Такого раньше не было, это очень заметно. И причина тут не только в кризисе. Я работаю в Академическом, это спальный район, пик заказов здесь приходится на ноябрь — февраль. Весной люди всегда разъезжаются на шашлыки, на отдых. Так что с наступлением весны и до конца лета количество заказов снижается.
«Однако в этом году падение ниже среднего, а сами заказы стали меньше по наполненности»
Papa John’s в принципе считается организацией с ценником выше среднего. Так что раньше люди могли заказывать разом на 3–4 тысячи рублей. Сейчас заказы упали до уровня одной-двух, но не тысяч, а пицц. Просто пицц. Не сказать, чтобы это успело стать чем-то повальным. Но если ты давно работаешь, ты замечаешь. Особенно когда сравниваешь этот март с мартом 2020 года. Тогда началась пандемия, а вместе с ней — настоящий бум, просто невероятное количество заказов. Мы ничего не успевали, мы не были готовы. Посыпались негативные отзывы, начальство стало перестраивать всю систему, высылать дополнительных водителей. Сейчас, конечно, такой необходимости нет.
«Наоборот, бывает, что мы выходим на смену вчетвером и понимаем, что это много. Трех работников было бы достаточно»
Другой важный момент: гораздо реже стали поступать корпоративные заказы. В районе расположены школы, садики, детские центры, и они почти перестали заказывать еду на праздники. Мы сотрудничаем с отдельными компаниями, поставляем им пиццу для внутренних корпоративов, но у них в последнее время тоже спад.
«Пятница раньше была самым мощным днем. Сейчас она стала средним»
Некоторые курьеры говорят, что люди теперь раздражительнее, что они перестали оставлять чаевые. Об этом сложно судить. Чаевые курьерам в принципе дают редко, курьерские чаевые — это когда 2–3 человека в месяц оставляют по 50–100 рублей. Но в целом клиенты стали более нервными. К тому же они уже привыкли оставлять отзывы. И да, с тех самых пор они начали придираться из-за каждой мелочи. Это заметно не так явно, как обвал заказов, но это тоже есть.
Мы очень боялись, что нас закроют, но наша компания осталась в России. Мы выдохнули. Однако снижение количества заказов отразится на нашей оплате труда. Что именно будет происходить, мы пока не знаем. Динамика не вдохновляет.
А вы за последний месяц стали реже заказывать еду?
Проблемы на работе обостряются в самых разных сферах. Предпринимателям приходится как-то выкручиваться после блокировки соцсетей, а продавцам в магазинах не на чем печатать чеки. Сотрудника «Золотого яблока» и вовсе вынуждали уволиться, потому что «все в дерьме, все по уши». Послушайте аудиозапись его разговора с директором.
Мы отдельно разбирались с тем, что ждет уральские пивоварни.