Российская экономика переживает не лучшие времена. Екатеринбуржцы, заметив это, оперативно атаковали дискаунтеры и смели с полок товары первой необходимости. Но, пока продавцы магазинов считают прибыль, другой категории работников грозят серьезные убытки. В пандемию горожане звали их героями, а теперь в принципе перестают звать к себе.
Разбираемся, как кризис повлиял на курьеров по доставке еды.
Деньги
Для курьеров деньги — это заказы, которых, по словам работников, стало меньше. При этом партнеры «Самоката» жалуются на урезание почасовых ставок, а «Яндекса» — на то, что доплату стало сложнее заслужить.
— Есть минималка, это 140 рублей, но, чтобы ее получить, необходимо выполнить минимальное количество заказов. Например, за 12 часов — 6 штук. Вот только заказов теперь мало, их не всегда удается набрать, — рассказала девушка, сотрудничающая с «Яндексом». — Раньше было так: клиент платит 90 рублей за заказ, а нам доплачивают до 140–210, в зависимости от дня и времени. Теперь же доплат я зачастую не получаю.
«Как думаете, вам понесут ваши десять килограммов продуктов за 90 рублей? Лично я — нет»
Со своей коллегой солидарен курьер из «Самоката».
— Ставку понизили с 200 рублей в час до 185, заказов стало меньше, — говорит парень.
В самом сервисе уменьшение ставок объясняют иначе.
— В холодное время года в «Самокате» всегда действуют повышенные коэффициенты за работу в сложных погодных условиях. С наступлением весны такая надбавка перестает действовать, — рассказали в пресс-службе компании.
В «Яндексе» также не фиксируют аномального падения спроса.
— Количество заказов в Екатеринбурге сезонное: обычно спрос может быть меньше в начале года, а к марту стабильно растет, — пояснили представители сервиса.
Конкуренция
По словам курьеров, конкуренция повышается. Они объясняют это тем, что профессия курьера не требует особых навыков, а после пандемии она кажется людям стабильной и прибыльной. Таким образом, желающих работать становится больше, а возможностей для этого хватает не всем.
— Из-за отсутствия заказов нам начали урезать рабочие часы. Нагрузку для курьеров при этом подняли, — говорит партнер «Самоката».
В компании его слова не подтвердили. Спрос на доставку в Екатеринбурге, по информации «Самоката», «остается стабильным», поэтому нагрузка их курьеров «в основном не изменилась». Однако с оптимизмом агрегаторов согласны не все работники.
— Представьте: пешему курьеру нужно отнести заказ с Юго-Запада, например, от 40-й больницы, к ТЮЗу или на Ботанику. Заказ при этом стоит рублей 100–120. Это же смешно! На транспорт уйдет половина, а на путь пешком — два часа, — категорично высказалась курьер «Яндекса».
«Я начала получать больше штрафов. Работать курьером теперь просто невозможно!»
Клиенты
Третий фактор, расстраивающий курьеров — это изменения в самих людях. Как рассказал курьер Papa John’s, и в лучшие времена чаевые курьерам оставляли два-три человека в месяц. Теперь их количество и вовсе стремится к нулю.
— Люди стали более грубыми и недоброжелательными. Чаевых за последний месяц не было совсем. Да и сама работа не сахар. Бывает, кто-то заказывает по 30 литров воды за раз, ехать с ними за спиной очень тяжело.
«А клиент не то что спасибо не скажет, так и еще и посмотрит на тебя с презрением. Даже если ты опоздал на каких-то три-пять минут»
Тяжелые заказы для работников и вправду больная тема. Особенно — для курьеров женского пола.
— Представьте, что девушке падает заказ на килограммов эдак на 20. Отменять заказы нельзя, отменишь всего два раза — а дальше тебе понизят активность. Значит, ты не увидишь доплат. Но разве это справедливо? — жалуется екатеринбурженка.
В «Яндексе» напомнили, что правила сервиса запрещают нагружать пеших курьеров более чем десятью килограммами.
— Мы стремимся поддержать достойный доход партнеров и обеспечить стабильную доставку для наших пользователей. Отмена заказа после его принятия приводит к задержкам и снижению доходов курьеров из-за простоя. У исполнителей всегда есть возможность связаться со службой поддержки, чтобы отменить заказ, который будет невозможно выполнить, — подчеркнули в компании.
Со своей коллегой бывают несогласны и сами курьеры. Сразу несколько работников сказали, что их доходы не изменились, а уровень заработка, как и прежде, зависит от самого человека. Доказательство тому — выплаты за март.
Также пресс-служба «Яндекс.Доставки» объяснила, что режим активности был введен для удобства самих курьеров.
— Сервис постоянно предлагает различные условия и технологии для повышения эффективности заказов и увеличения заработка курьеров. Например, сейчас у курьеров есть возможность выбирать режим активности: можно выполнять заказы в определенные часы, которые курьер определяет для себя заранее, или доставлять посылки только тогда, когда есть свободное время, — рассказали в компании.
По информации «Яндекса», сейчас средний доход курьеров в Екатеринбурге оценивается в 40 тысяч рублей в месяц и выше. Но, похоже, заработать эти деньги получается не у всех.
— Всё плохо. Условия стали скотские, а оплата — смехотворная. В данный момент я в поисках новой работы. Это очень невовремя, я в совершенной печали. Не знаю даже, чем платить за жилье, — резюмирует курьер.
Со сложностями сейчас сталкиваются работники самых разных сфер. На Уралвагонзаводе сотрудников отправляют в отпуска, а перекупщикам автомобилей и вовсе нечего делать — екатеринбуржцы перестали продавать машины.
Целый скандал разразился после того, как в «Золотом яблоке» работника принуждали уволиться со словами «все в дерьме, все по уши».
Все новости об экономическом кризисе мы собираем в специальном разделе.