Сейчас локальному бизнесу приходится маневрировать и подстраиваться под стихийно меняющийся контекст рынка. Мы поговорили с владельцами разных бизнесов Екатеринбурга о том, как они чувствуют себя сегодня, когда поставщики повышают цены, производители зарубежного софта вводят ограничения, а некоторые соцсети оказались под запретом.
- Илья Саламатов, совладелец студии красоты Mishka Beauty Lab
- Константин Матвеев, генеральный директор и основатель DUO Coffee & Bistro и DUO Pizza
- Екатерина Балакина, основательница цветочной мастерской «Дверь в Лето»
Илья Саламатов, совладелец студии красоты Mishka Beauty Lab
Mishka Beauty Lab работает с импортными материалами. Цены у поставщиков поднялись, появились проблемы с логистикой, наличием на складах. Поэтому преференций на закупки у салона больше нет.
— Гель-лаки мы всегда покупали по оптовым ценам. Могли взять большой объем со скидкой 40%. В данный момент почти все поставщики приостановили оптовые отгрузки. На какой срок — неизвестно. Когда возобновят, какая будет стоимость расходников, пока спрогнозировать сложно.
Тем не менее исключать какие-то услуги из прайса здесь не намерены. Будут искать замены материалам. А программ лояльности, наоборот, станет больше.
— Неизбежно придется поднимать цены, ведь себестоимость услуг значительно возросла. Мы совещались с коллегами, как подвести екатеринбуржцев к новому прайсу. Есть мысль предложить что-то типа абонементов: человек сможет оплатить сразу несколько посещений вперед по старым ценам, зафиксировав их. Так сохраним клиентов.
Исчезновение Instagram* больно ударило по бизнесу. Илья признаётся, что это был основной канал привлечения. Компания даже не тратилась на таргетинг, а получала трафик только за счет контента — хорошо работал SMM-специалист.
— Сделали попытку перейти в альтернативные соцсети и мессенджеры. За нами туда ушло не более 5% аудитории. Пока это выглядит так, будто из лодки с дырой вычерпываем воду стаканом. Telegram не предназначен для визуального контента, это больше текстовый, новостной канал.
Хорошо сработала рассылка через WhatsApp, оттуда продажи пошли. Эффективность измерили благодаря подключению к CRM-системе:
— У нас концепция маркетинга заточена на получение достоверных метрик. Принятие решений делается на основе точных данных, а не ощущений. По этой причине мы не пользуемся наружной рекламой, не покупаем полосы в журналах. В печатных СМИ очень сложно отследить конверсию. Но не исключаю, что в новых обстоятельствах будем пробовать.
Развитие бьюти-индустрии Илья Саламатов видит в продвижении через сервисы автоматической рекламы. Компания пользуется Яндекс Бизнесом около года, сервис стабильно приводит к ним новых клиентов с площадок Яндекса. Часто люди ищут салон красоты рядом с домом или работой:
— В нашем случае реклама ведет клиентов на профиль компании в Яндекс Бизнесе, и значительный трафик мы видим из Яндекс Карт. Профиль планируем наполнять новым контентом, даже с учетом того, что недавно обновляли, когда салон в декабре 2021 года переехал. Важно сейчас держать связь с клиентами, выкладывать новости, спецпредложения, промоакции. На мой взгляд, Яндекс Бизнес остался если не единственным, то одним из немногих эффективных каналов продвижения, который российские предприниматели еще могут использовать.
Также удобно, подчеркивает владелец Mishka Beauty Lab, что в личном кабинете можно посмотреть статистику — сколько раз открывали профиль компании, строили маршрут. Учитывается и количество звонков.
— Можно посчитать, сколько денег потрачено на привлечение клиента. И это адекватная цена. Особенно учитывая тот факт, что каждый наш новый клиент с большой вероятностью становится постоянным. А 80% выручки генерят как раз постоянные посетители. Первый раз, допустим, он пришел от Яндекс Бизнеса, а дальше уже другие инструменты включаются в работу: программа лояльности, сервис и так далее.
Продвижением в Яндекс Бизнесе Илья Саламатов занимается сам. Говорит, что всё настолько понятно и просто, что привлекать специального сотрудника или нагружать этой задачей SMM-специалиста нет надобности.
— Насчет будущего у меня прогноз реалистичный. Ногти отрастают, волосы тоже. Потребность в наших услугах не исчезнет. Возможно, будет переток клиентов из салонов высокого сегмента в более экономичные. Рынок бьюти-услуг в Екатеринбурге очень конкурентный. Но мы крепко стоим на ногах и готовы ко всему, в том числе идти навстречу финансовым возможностям нашей аудитории. Ожидаемо уйдут частные мастера — они остались практически без средств продвижения. Уже сейчас к нам стали поступать резюме от тех, кто работал на дому и продвигался в Instagram*.
Константин Матвеев, генеральный директор и основатель DUO Coffee & Bistro и DUO Pizza
Константин Матвеев признаётся, что его компания всегда использовала принцип zero marketing. Важнее, чтобы был хороший продукт и сервис — именно это привлечет гостя, а не навязчивая реклама.
— Такая гипотеза: если гостю у нас нравится, он будет возвращаться и рассказывать о нас. В текущий момент нам это очень сильно помогло, в отличие от других компаний, потому что Instagram* мы использовали только как площадку, просто чтобы собирать обратную связь. Как мессенджер, в который нам что-то писали.
А еще эта соцсеть работала для кофейни как профиль работодателя: показывали, как круто здесь работать, и так привлекали персонал. Сейчас от соискателей отбоя нет даже без этого. С рынка уходят зарубежные бренды кафе и ресторанов, и вышколенный персонал ищет новую работу. Предпочтение отдают тем компаниям, которые уверенно закреплены на рынке Екатеринбурга.
И все-таки новые каналы продвижения искать надо, ведь если тебя не существует в онлайне, ты невидимка.
— Нужно перестраивать площадку, переезжать в тот же Telegram. Активно работаем со своей аудиторией прямо в точках — это лучший способ в текущее время. Основной поток клиентов — сарафанное радио, но присутствие заведений в геосервисах хорошо работает для гостей города, поэтому мы рассказали о себе в Яндекс Картах.
По поводу поставок продуктов Константин Матвеев спокоен. Такие проблемы, по его мнению, просто заставляют команду думать. И обновлять технологии.
— В приготовлении блюд будем использовать су-вид, другие способы обработки, вкусовые сочетания. В боуле станем использовать не норвежский лосось, а белую рыбу. Нужно включать фантазию. Уменьшение порций — это ситуация крайне нехорошая, гость почувствует, что с ним нечестны, и перестанет возвращаться. Для ресторанов, всей HoReCa (сферы общественного питания. — Прим. ред.) возвращаемость гостя — самый важный показатель, поэтому продукт не должен пострадать.
Что касается самого кофе, с ним пока нет проблем.
— Пока в России зеленого кофе было ввезено много, в ближайшее время сложностей не будет. Большинство российских обжарщиков в регионах имеют товар на складах. Поэтому цена поднялась не так значительно. В перспективе сложно прогнозы делать, ведь непонятно, как остальной мир будет на нас реагировать. Но, если посмотреть на те страны, которые ввели санкции, они не являются экспортерами кофе. Единственное, что раньше зеленый кофе в Россию двигался через Нидерланды. Думаю, сейчас просто будет идти через другую страну. А Эфиопия, Бразилия как производили кофе, так и будут производить.
Самая серьезная проблема случилась с софтом.
— Использовали для автоматизации программу зарубежного разработчика, буквально в один миг они ее нам отключили. Выручила платформа Quick Resto, это резиденты «Сколково». Мы переключились буквально за одну ночь, за что огромное спасибо службе поддержки. Никакие базы мы не потеряли. Сейчас Quick Resto полностью решает проблематику российского рынка HoReCa. Вообще, чем быстрее ситуация стабилизируется, тем быстрее станут понятны правила игры.
Екатерина Балакина, основательница цветочной мастерской «Дверь в Лето»
— 8 марта, когда случился резкий скачок евро, мало кто отработал в хороший плюс, как это обычно бывает. Корпоративные клиенты в последний момент отменяли мероприятия или снижали объемы заказов. Флористы остались с переполненными холодильниками цветов, процент списания был высоким. Коллеги даже говорили, что знай они, как всё будет, то лучше бы отдыхали в праздник.
Сейчас ситуация постепенно начинает стабилизироваться. Поставки стали более предсказуемыми, самолеты из Нидерландов теперь летят через Казахстан. Тем не менее предпринимательница планирует пересмотреть ассортимент: часть цветов будет российского производства, часть — голландского. Тогда букет не потеряет в качестве и при этом останется доступен по цене.
— Невозможно было поднять цены резко вдвое, пришлось делать это постепенно. Поэтому затраты получились несоразмерно высокими. На базовые цветы — розы, гвоздики и тюльпаны — повышения не было. Но, например, тот же ранункулюс резко подорожал: 700 вместо 350 рублей. Голландскую розу вместо 200 рублей приходилось продавать за 380. Клиента, привыкшего к прежней стоимости, эта цена, конечно, шокирует.
Блокировка Instagram*, который владельцы малого бизнеса обычно активно использовали для продвижения, оказалась для цветочной мастерской не такой уж критичной, учитывая, что бизнес имеет три офлайн-точки в Екатеринбурге.
— Нас всё же больше знают по сарафанному радио, партнерству с другими компаниями. Например, недавно дарили букеты на открытии нового книжного магазина. Это, конечно, продвижение только в пределах города, но мы будем продолжать объединяться с другими бизнесами, особенно сейчас, когда поддержка нужна всем.
Катя осторожно тестирует и другие соцсети, включая VK, но пока не видит от них эффекта. Жалеет, что раньше не завела канал на Яндекс Дзен, чтобы писать полезные статьи.
— Наблюдаем, прощупываем, где наша аудитория сейчас. Есть ощущение некой паузы, но оно спокойное, не паническое. Пришло время вернуться, пересмотреть сервисы, которые мы тогда недооценивали, использовать возможности, которые там появились. Из инструментов, которые устраивают, — мы давно пользуемся сервисом Яндекс Бизнес, через него рекламируемся на площадках Яндекса, в том числе в Картах.
У девушки есть еще проект «Дело моих рук» — пошив дизайнерских фартуков для мастеров. Бизнес только зарождается, особых препятствий в производстве она не ощутила. А вот с продвижением явно надо что-то делать.
— Пока неясно, как быть, поскольку продвигались в Instagram*, через него шли заказы из других городов России. Сейчас сложнее стало. Но у меня есть подкаст. И ведь вопрос не столько в продаже товара, сколько в создании комьюнити ремесленников и мастеров. Думаю, нужно ждать роста интереса к производству российских товаров, значит, и к самому ремесленничеству тоже.
Бизнесы Екатеринбурга сегодня ищут возможности расти и развиваться дальше с помощью работающих инструментов. Яндекс собрал все сервисы для предпринимателей на единой странице, в том числе решения для автоматизации бизнеса и привлечения новых клиентов.
* соцсеть принадлежит компании Meta — организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ.