Еще лет десять назад можно было запросто представить, что начинающий производитель днем создает свои товары, а вечером садится за руль и развозит заказы по домам покупателей. Сегодня такой вариант подойдет разве что микробизнесу. Если производителю важно покорять новые рынки и увеличивать продажи, пора задуматься о логистике. Но что выбрать — собственную службу доставки или аутсорсинг — и как выбрать транспортную компанию, рассказали сами уральские бизнесмены.
География шире
В 2021 году Екатеринбург стал третьим городом России по количеству отправленных посылок. Обошли уральскую столицу только Москва и Санкт-Петербург. Такие данные предоставил транспортно-логистический оператор «Деловые Линии». Речь в статистике идет именно о доставке малогабаритных грузов. 90% отправителей небольших посылок — юрлица. А за прошлый год востребованность этой услуги возросла на 40%. Другими словами, к услугам транспортных компаний всё чаще прибегают небольшие производства. Небольшие во всех смыслах — 69% таких отправлений приходятся на грузы массой 3 кг и меньше.
Компании Mosteo из Екатеринбурга семь лет. Там выпускают автомобильные ЭВА-коврики и защитные экраны для стекол. И почти с самого открытия отправляют продукцию по всей стране. На производстве трудятся несколько десятков человек, и создавать собственную службу доставки не имело смысла.
— Сначала мы пользовались почтой, потом транспортными компаниями, сейчас развиваем доставку через маркетплейсы. Раньше почтой было привычнее, но менталитет людей меняется, миллениалы не хотят идти за посылкой куда-то, стоять в очереди, им удобнее получить доставку дома, — рассказывает Микаил Исоян, директор компании.
С ним не согласна основательница бренда одежды Eclata Мария Сайченко. Ее клиенты чаще делают заказ в пункт выдачи транспортной компании. Как считает бизнесвумен, покупателям удобнее зайти туда по пути, а не ждать курьера. Сказывается темп жизни: одежду от Eclata чаще всего покупают жители Московской и Ленинградской областей.
В то время как Mosteo в первую очередь покрывает города своей области и соседних регионов. Там даже может и не быть пункта выдачи транспортной компании.
Нововведения транспортных компаний позволили производителям существенно расширить географию продаж. Хотя точнее будет сказать — углубить. В небольших городах страны тоже есть спрос на современные товары, но из-за предубеждения продавцов он не до конца удовлетворен. Доставка вглубь страны — перспективное направление развития.
Так, «Деловые Линии» доставляют малогабаритные грузы не только в терминалы — а они есть в 195 городах страны, — но и в радиусе 50 км от подразделений. Благодаря этому доставка охватывает более 90% населенных пунктов России.
Цена ниже
Однако с логистической точки зрения разницы между доставкой до пункта выдачи или до квартиры покупателя практически нет: это так называемая последняя миля, доставка по городу. И порой она может стоить дороже, чем междугородняя перевозка, что неприятно для всех: и для отправителя, и для покупателя.
— Мы выбрали транспортную компанию с доступными тарифами — доставку у нас оплачивает покупатель, поэтому цена не должна его отпугнуть при покупке, — отмечает Мария Сайченко.
Цена доставки зависит от габаритов посылки, ее веса и дальности отправки. Еще один тренд в современной логистике — прозрачное ценообразование. «Деловые Линии» одни из первых российских логистических операторов запустили фиксированный тариф на доставку малогабаритных грузов.
Посылки весом до 30 кг и объемом до 0,1 м³ можно отправить в любую точку страны по единой цене. Прайс зависит только от веса, но не от дальности. «Пакет» включает междугороднюю перевозку, адресную доставку, погрузочно-разгрузочные работы, страховку и упаковку посылки. Это выходит для заказчика выгоднее на сумму до 50%, чем при заказе каждой из этих услуг по отдельности. Такая услуга экономит не только деньги, но и человеко-часы: больше не нужно отвлекать менеджеров и тратить их время на упаковку.
Сервис удобнее
Удобная доставка — важный сервис для конечного клиента. Но сервис для отправителя — еще одна точка роста современных транспортных компаний.
— Раньше всё делалось вручную, но появилась система автоматизации для предприятий. Сначала просто на сайте в специальной вкладке стало можно вводить данные и распечатывать почтовые наклейки. А потом появился личный кабинет для предприятий, куда можно подгружать данные из CRM-системы: отмечаем у себя 20 заказов, выбираем способ отправки, выгружаем файл, перенаправляем его на сайт, и принтер печатает штрихкоды со всей нужной информацией. При большом количестве заказов это очень экономит время: вручную тратили бы несколько часов. А сейчас — пару минут, — делится Микаил Исоян.
Важен для предпринимателей и современный сервис отслеживания груза. Так, с помощью трекера можно узнать, где находится любая из 4 тысяч фур «Деловых Линий». Как рассказывает Мария Сайченко, порой клиент может передумать или переехать, пока заказ едет к нему. Тогда поставку нужно развернуть или перенаправить.
Развитые транспортные компании позволяют даже небольшому бизнесу покорять федеральный рынок и торговать как в столице, так и в небольших городах в любой части России. При этом не нужно тратиться на создание собственного склада, изучать принципы логистики, включать в расходы машины, ПО и лишний персонал.