— Скажите ваше имя и номер телефона, — говорит продавцу зоотоваров красивая девушка с блокнотом.
Она проводит перепись магазинов в торговом центре «Аида», который недавно сменил собственника, сейчас здесь приводят в порядок и помещения, и документы.
Воскрешать подзабытый ТРЦ взялся свердловский депутат-единоросс Владимир Смирнов, он выкупил здание вместе с долгами. E1.RU отправился на встречу с предпринимателем и на экскурсию по «Аиде». Рассказываем, какие магазины здесь вскоре закроются, а какие появятся.
Купил торговый центр в кредит
— Столько негативных отзывов: «депутат Смирнов всё украл», «всё своровал». Насколько у нас люди не понимают ценность среднего класса, вот им просто неинтересно, чтобы кто-то заработал своим трудом, — делится наблюдениями за реакцией горожан Владимир Смирнов. Новость о покупке «Аиды» вызвала живые обсуждения.
— Основной вопрос у читателей: откуда у депутата миллиард рублей? Вы как на него отвечаете?
— Конечно, с ходу у меня таких денег нет. Во-первых, я взял взаймы у Сбербанка: у предыдущего собственника был не погашен кредит, и мы, по сути, взяли на себя его долговые обязательства. То есть мы рассчитались с ним немного и переписали на себя его кредит. Во-вторых, я не первый в нашей семейной династии предприниматель. У нас есть еще два торговых центра (речь об «Омеге» и «Гранате». — Прим. ред.). Я депутат, но не освобожден от работы по основному месту, я ипешником работаю, зарплату из бюджета Свердловской области не получаю. Конечно, в этом плане у людей настолько в голове не укладывается, что это просто поражает.
— Насколько большая сумма кредита: около полумиллиарда рублей или больше?
— Где-то половина, да.
— Сколько лет вам придется выплачивать?
— Еще 7 лет. Мы давно обслуживаемся в Сбербанке, они достаточно лояльно к нам относятся. Эта сделка и стала возможной благодаря им. Думаю, нас в том числе как [антикризисных] менеджеров подтянули: бывший собственник за границей живет, ему мало что интересно в Екатеринбурге.
— Почему родилась идея купить торговый центр?
— Сейчас на рынке сложилась ситуация, что дешевле покупать, чем строить. Мы два торговых центра построили сами, в «Омеге», которую закончили перед пандемией, себестоимость вышла под 50 000 рублей [за квадратный метр], а здесь мы купили по 33 000 рублей. К тому же земли в городе больше не становится.
— В СМИ писали, что у торгового центра остались большие долги за вывоз мусора: около 18 миллионов рублей. Сейчас только со «Спецавтобазой» такая ситуация или есть другие задолженности?
— Вроде тут сильно сложных проблем нет. Будем сейчас со «Спецавтобазой» нормальные отношения наводить. Видимо, то ли у предыдущего собственника какая-то непрозрачная схема была, то ли что. Мы сейчас работаем по схеме, чтобы [все арендаторы] индивидуально заключали договоры на вывоз мусора. Потому что сам по себе торговый центр мусор не производит — мы здесь только организаторы, как управляющая компания в доме.
Арендаторам поднимут ставки
Мы гуляем по трем этажам «Аиды» с Владимиром Смирновым и Альбертом Ахматгалиевым — директором управляющей компании. Они показывают, в каком состоянии сейчас коридоры: местами отколота плитка, вентиляция фактически не работает, а туалет на первом этаже пришлось закрыть из-за протечки канализации.
Но посетителей это, кажется, не пугает. Несмотря на то что на часах обеденное время, поток в торговом центре не прекращается, люди в основном идут на второй этаж, в «Перекресток». А на первом и третьем этажах продавцы заметно скучают.
— А оценивали, какой сейчас здесь трафик примерно?
— Порядка четырех тысяч человек в день, — отвечает Альберт Ахматгалиев. — Это трафик «Перекрестка». Трафик, допустим, «Эльдорадо» — 300–400 человек, но у них каждый покупатель потенциальный, то есть он зашел с целью что-то именно купить. А нам нужны клиенты, которые каждый день приходят: что-то здесь купили, что-то — там. Чтобы интерес был посещать.
— Предыдущие собственники не считали свой трафик, хотя это основной показатель. Собственник не считал значимым, — добавляет Владимир Смирнов.
— А какой потенциал у этого здания?
А. Ахматгалиев:
— Трафик около 15 000 в день. Это возможно в результате реконцепции всего объекта, что случится буквально за полтора-два года.
— Но рядом стоит большой «Парк Хаус», второй ТЦ здесь не лишний?
А. Ахматгалиев:
— У нас такой опыт есть — ТЦ «Гранат» [стоит напротив ТЦ «Кит»]. Всем только лучше от этого.
— Как вас приняли арендаторы в «Аиде»?
А. Ахматгалиев:
— Пока есть непонимание с некоторыми, не все понимают, что мы новые собственники. Кто-то пользуется ситуацией, делает вид, что не понимает. Но это рабочие моменты, в принципе, нормально. Мы создаем условия, проводим людей, занимаемся маркетингом, сервисными какими-то работами. А арендатор если себя здесь чувствует хорошо, то для него аренда — это просто благодарность, скажем так, за наш общий труд. А если он чувствует себя плохо, считает, что мы у него что-то забираем (хотя это не так), я считаю, никто работать так не будет.
— Сейчас здесь ставки ниже, чем у вас в «Гранате» и «Омеге»?
А. Ахматгалиев:
— Да, процентов на 30. Предыдущий собственник, просто не занимаясь маркетингом, продвижением, удерживал то, что имеет, и выставил на продажу объект. Просто планово снижал аренду — и люди оставались, а это путь в никуда. Сейчас разговор с предпринимателями такой: «Товарищи, мы сейчас зашли на объект, анализируем экономику, анализируем трафик, мы знаем и понимаем ваши продажи, мы понимаем, с какого бизнеса какая арендная ставка». Бабушка, торгующая сметаной, — это один подход и одна арендная ставка, а ювелирные магазины — совсем другая.
На первом этаже откроют рынок
— Уже считали, сколько инвестиций нужно, чтобы привести здание в порядок?
— Мы рассчитываем, что ремонт обойдется где-то от 15 до 20 тысяч рублей на квадратный метр. Реконцепцию будем не на всей площади проводить, но первый этаж, думаю, [отремонтируем] в полном объеме. Это примерно пять тысяч квадратных метров.
— А ремонт без закрытия торгового центра будет проходить?
— Мы стараемся без закрытия, будем участками огораживать, например места, где нужно плитку переложить.
— Сейчас магазины здесь стоят не очень логично: продукты на втором этаже, а бытовая техника — на первом. Будете менять местами?
— Это от предыдущего собственника осталось, на втором этаже был «А-Продукт» изначально, так спроектировали, что у них загрузка и разгрузка на втором этаже располагается. Может быть, считали, что первые этажи дороже [можно сдать]. Или рассчитывали, что прикассовая зона «Эльдорадо» должна сюда народ тянуть. К «Эльдорадо», кстати, ведет коридор от входа по диагонали, это, на наш взгляд, какая-то тоже концептуальная ошибка, в торговых центрах так не делают, нужны более логичные там пути. Сейчас у нас договоренность есть, что «Магнит-Косметик» (который стоит на пути у «Эльдорадо». — Прим. ред.), скорее всего, встанет на второй этаж.
— На первом этаже вы планируете открыть экомолл — продуктовый рынок. Для чего?
— Мы надеемся сюда привлечь покупателей, которые в Березовский едут и в Старопышминск, там достаточно ценная состоятельная аудитория — новые дома там строятся. Молодежь, может быть, привлечется к здоровому питанию. Я, например, уже лет 20 в магазинах мясо не покупаю, потому что там нечего купить. Беру на рынке нормальное свежее мясо, которое тут у нас в основном производится с крестьянского какого-то забоя или наших местных крупных агрохолдингов. К тому же рынок — это не только свежие продукты, но еще и общение: приходят бабушки в годах, здесь же цены договорные.
— А что еще открыть здесь планируете? Будут новые сетевые магазины, например H&M?
А. Ахматгалиев:
— Здесь такое не будет работать. SELA — может быть [откроется], а вот H&M — нет, он сам сюда не придёт. Здесь, возможно, будет Ostin, Zolla, Kari — что-то демократичное, что народ воспримет хорошо. Предложение в «Детский мир» отправлено. Если совпадет общее мнение, то мы договоримся.
— Кинотеатр здесь будет?
— Нет, у кинопроката своя технология: нужны амфитеатры, чтобы смотреть на экран, они должны быть с наклоном, высота помещения должна быть около 8 метров. А здесь, к сожалению, кровлю уже не переделать, поэтому мы даже не будем браться за перестройку.
— А развлекательный сектор для детей появится и фуд-корт?
— Детские игровые комнаты, скорее всего, да. Фуд-корт тоже будет, но в усеченном формате. Сейчас, на мой взгляд, здесь устаревшие такие форматы, мы планируем что-то поменять. У нас есть договоренности с нашими партнерами на других объектах: у нас кое-где KFC стоит, где-то стоят там Pizza Mia — наши уральские предприниматели, за которых мы стараемся ратовать. Но и москвичей, и федералов рассматриваем. Заведений добавится.
— Благоустройством территории планируете заняться?
— У нас большая проблема с движением вокруг торгового центра, думаю, что вторым темпом мы перейдем к благоустройству. Сейчас сюда можно заехать только с правым поворотом с улицы Блюхера. Если возможность такая найдется, то хотим выезд на Уральскую организовать, чтобы можно было там с правым поворотом повернуть и с правым же выехать.
Выживать торговым центрам сейчас крайне непросто: мало того что уральцы стараются на всём экономить и реже ходят в магазины, так еще и ковидные ограничения портят жизнь. Как QR-коды разрушают бизнес, мы подробно разбирались здесь.
К счастью, QR-коды в торговых центрах Екатеринбурга отменили 22 декабря 2021 года (и пока не вернули). Эта новость стала настоящим праздником для продавцов и охранников. Посмотрите наш видеорепортаж о первом дне работы магазинов в нормальном режиме. Во время праздников ТРЦ смогли неплохо заработать.
А еще на E1.RU можно увидеть изнанку торговых центров — мы проникли в «Гринвич» ночью. Посмотрите, что там происходит, когда никого из покупателей нет.