«Мозгобойня» — самая популярная интеллектуальная игра на постсоветском пространстве. Это викторина, которую проводят в барах и ресторанах. В этом году ее создатели, белорусы Катерина Максимова и Александр Ханин, узнали, что со счетов компании пропали деньги, началось отчуждение товарных знаков. Ущерб оценивается в 1,9 миллиона евро (по нынешнему курсу около 157 миллионов рублей. — Прим. ред.).
Создатели «Мозгобойни» подали в кипрский суд на трех своих партнеров — бизнесменов из Екатеринбурга. Именно на Кипре зарегистрирована головная компания Mozgo LTD.
Что произошло
— Дела обстоят так, что больше года прибыль компании тайно использовалась Антоном Писчиковым, Русланом Гилязовым и Александром Лежниным в одностороннем порядке, — объясняет Катерина Максимова. — Из головной компании на Кипре втайне были выведены активы, а все запросы о контакте и налаживании связи игнорировались. Игнорируются они ответчиками и сейчас, после получения исков от судебной инстанции.
Вместе с создателями «Мозгобойни» истцом (исковое требование есть в распоряжении редакции Е1.RU. — Прим. ред.) является их екатеринбургский партнер Николай Тисенко, который сейчас работает в Москве. Когда началась пандемия, авиасообщение с Белоруссией приостановилось, как и выплаты дивидендов создателям игры и Николаю Тисенко.
Сколько пропало
— Речь идет об 1,879 миллиона евро. Это только оценка товарных знаков, без ущерба после пользования, — объяснила Е1.RU Катерина Максимова. — Такую оценку дала экспертная компания на основании прибыли, темпов роста за последние четыре года и мультипликатора на онлайне (в период пандемии у «Мозгобойни» стали развиваться онлайн-викторины. — Прим. ред.).
Также к этой сумме добавится иск о возмещении ущерба, причиненного в результате пользования товарными знаками. Тоже многомиллионный.
Про компанию в Екатеринбурге
Компания, о которой говорят создатели «Мозгобойни», называется ООО «Квиз Мозгобойня». По данным сервиса «Спарк-Интерфакс», ООО было зарегистрировано Антоном Писчиковым в сентябре 2019 года. В июле 2021 года совладельцами стали Руслан Гилязов и Александр Лежнин. Сейчас каждому из них принадлежит треть компании.
Доходы «Квиза Мозгобойня» в 2020 году составили 30,9 миллиона рублей, чистая прибыль — 6,85 миллиона. В 2020 году как субъект малого и среднего предпринимательства компания получила 630 тысяч в качестве субсидии от ФНС, в 2021 году — 255 тысяч.
— В апреле этого года туда за нашей спиной, без нашего ведома, были выведены единственные, по сути, активы нашей общей кипрской компании. Наши товарные знаки, — говорит Александр Ханин. — Сейчас начат административный процесс.
«Если будет доказано, что они еще и деньги выводили в своих целях, это будет уже уголовное дело»
Еще один известный случай исков за товарные знаки — конфликт между «Уральскими пельменями» и Сергеем Нетиевским, тянущийся уже больше пяти лет. Изначально Нетиевский оспаривал решение о своем увольнении, и ему удалось восстановиться в должности.
Зимой 2017 года Нетиевский вернул товарные знаки «Уральских пельменей», которые были оформлены на его компанию. Однако тяжбы продолжились. Представитель «Пельменей» сообщил в суде, что с 2017 по 2018 год ответчик показал в телеэфире 40 программ, в которых был товарный знак коллектива. И потребовал 200 миллионов рублей — по 5 миллионов за каждый выпуск. Но в итоге суд сократил компенсацию. К 50-летию Сергея Нетиевского мы публиковали интервью с юбиляром.