«Магниты» и «Пятерочки» захватывают Екатеринбург. За последние пять лет они вытеснили большинство местных продуктовых сетей. А в конце декабря стало известно еще и о скором закрытии «Мегамарта», все магазины этого бренда превратятся в «Магниты».
Под конец 2021 года E1.RU провел перепись оставшихся ретейлеров и тех, кто закрылся навсегда. Для начала посмотрите на грустную таблицу, она показывает, как исчезают магазины в Екатеринбурге.
1. «Райт»
Начнем наш переписной лист с недавних закрытий. В 2020 году из Екатеринбурга исчезла продуктовая сеть «Райт» (а также в Нижнем Тагиле, Уфе, Стерлитамаке, Нефтеюганске и Тюмени). На месте гипермаркетов в большинстве помещений начали работу «Перекрестки».
Судя по официальному сайту торговой сети «Монетка», первый «Райт» открылся в Свердловской области в 2008 году. Спустя 12 лет владельцы сделали вывод, что формат гипермаркетов себя уже изжил.
2. «Пикник»
«Пикника» не стало в Екатеринбурге в 2017 году, тогда закрылся последний магазин на Окружной улице. Первые проблемы у сети возникли в середине 2015 года, когда стали появляться серьезные долги перед поставщиками. В августе 2016 года на продажу было выставлено семь точек, но в «Пикнике» говорили, что это лишь оптимизация. После этого сеть постепенно сокращалась, а в апреле 2017 года свой пост покинул директор «Пикника» Василий Гусев.
Пару лет назад мы публиковали подробное интервью с бывшей владелицей «Пикника» Надеждой Плотициной.
3. «А-Продукт»
Последний магазин сети закрылся в Екатеринбурге в 2018 году, он работал в ТЦ «Аида». «А-Продукт» входил в сеть «Атлант» вместе с «Атлант Косметик» и «АтлантТекс». Сейчас в Екатеринбурге представлен только последний бренд.
Активно распродавать сеть ее владелец Павел Алянич начал в 2015 году, тогда бизнесмен объяснил, что появилась необходимость закрыть долги по кредитам из-за кризиса в отрасли. Сразу 10 точек перешли к Игорю Ковпаку, владельцу «Кировских», которые появились на месте закрытых «А-Продуктов».
4. «Звездный»
Премиальная сеть продуктовых «Звездный» прекратила существование спустя 17 лет работы (она была создана в 2000 году). В июне 2017 года исчезли магазины по 10 адресам: Черняховского, 86/2, Лучистая, 2, Ангарская, 22, Серова, 41, Посадская, 24, Березовский тракт, 15, Опалихинская, 15, Викулова, 57а, Ленина, 25, Героев России, 2. Но первая волна закрытий прошла еще в 2016 году.
— Компания закрывает розничное направление деятельности. Это связано как со внешними факторами рынка, так и на основании взвешенных и обоснованных внутренних решений и анализа текущей работы, — комментировали ситуацию в «Звездном».
Компания добавляла, что продолжит работу в направлении арендного бизнеса. Многие из освободившихся площадей заняла сеть «Перекресток».
5. «Купец»
Легендарный «Купец» работал в «Гринвиче» до 2013 года, именно с него началась история торгового центра. Но с открытием четвертой очереди в ТРЦ появился гипермаркет «Гипербола», площадь которого стала почти в два раза больше «Купца».
В конце 90-х на этом же месте был первый в городе универсам «Мария», если прибавить к нему историю «Купца», получится, что в городе он проработал почти 41 год — с 29 августа 1972 года. Универсам принимал 15 тысяч человек ежедневно.
6. «БестМаркет»
Магазины «БестМаркет» в Екатеринбурге были частью большой холдинговой компании «Бест» (в нее входил завод безалкогольных напитков и логистическая фирма). В Свердловской области с 2001 года работала сразу 21 точка сети.
Но в 2007 году «БестМаркеты» заключили договор с «Кировским», по которому компании Игоря Ковпака перешло до 50% доли. Сделку оценивали в 500 млн рублей, но речи о полной продаже сети не шло. Стоимость всех «БестМаркетов» тогда называли в границах 1 млрд рублей, притом что годовой оборот компании, по подсчетам аналитиков, составлял 1,5 млрд долларов. Судя по данным «Контур.Фокус», все юрлица, относящиеся к супермаркетам, были ликвидированы или обанкрочены. Последнее из них — в январе 2021 года.
Почему закрываются супермаркеты?
Чаще всего региональные сети закрываются, не выдерживая конкуренции с федеральными — местные продавцы просто не могут выбивать такие скидки на продукты, ведь объемы не сравнить с «Пятерочкой» или «Магнитом».
— Крупные торговые сети за счет эффекта масштаба вытесняют частные магазины, и эта тенденция будет продолжаться, — говорит кандидат экономических наук, доцент РЭУ имени Плеханова Аяз Алиев. — Федеральные игроки выигрывают в сокращении расходов, в ценовой политике, что отражается на конкурентоспособности. Им проще договариваться с оптовиками по вопросам закупок и финансовых расчетов. У мелких игроков такие возможности сильно ограничены.
По словам эксперта, региональные сети будут исчезать и дальше, но при этом рост общего числа магазинов не прекратится — за счет федеральных брендов. Хотя ситуацию в продуктовом ретейле Екатеринбурга многие уже считают близкой к насыщению.
Сейчас в Екатеринбурге осталось не так много региональных сетей. Среди них «Елисей», который в 2021 году закрыл сразу несколько магазинов. Владелец сети Александр Оглоблин сообщил, что помещения будут сдавать «Монетке».
Когда-то популярный «Гастрономъ Андреевский» вообще оказался на грани закрытия. Судя по данным 2ГИС, из когда-то работавших девяти точек осталась только одна — в микрорайоне Керамик.
В 2022 году из Екатеринбурга исчезнет бренд «Мегамарт» — магазины переименуют в «Магнит Семейный».
Мы писали, что помимо региональных сетей из Екатеринбурга уходят и федеральные — компании отказываются от формата «гипермаркет» в пользу маленьких магазинов у дома. Например, в 2019 году сеть X5 Retail Group закрыла два из трех своих гипермаркетов «Карусель» в Екатеринбурге. Осенью 2020-го закрылся последний магазин бренда в ТРЦ «Алатырь».
В 2020 году из Екатеринбурга ушла еще одна крупная продуктовая сеть — «Райт». Площади в торговых центрах занял «Перекресток».
Но, несмотря на обилие сетей и высокую конкуренцию, цены на продукты в Свердловской области продолжают расти. О том, как они изменились с начала 2021 года, мы рассказывали в этом материале. Прочитайте, какой прогноз по поводу роста цен в наступившем году давали экономисты и владельцы торговых сетей.