Заехать в барбершоп, подстричься и подровнять бороду, заскочить в паназиатское кафе, чтобы перекусить любимым раменом, забрать ребенка из IT-школы и отвезти шпица к грумеру — всё это такие привычные дела для жителей больших городов. Но чем дальше от столицы, тем реже можно встретить заведения с достойным уровнем сервиса. А некоторые сферы бизнеса в областных городах и вовсе не представлены. Уральские власти решили исправить несправедливость и запустили уникальный проект — Business-Data. С его помощью предприниматели смогут открыть востребованный бизнес, а уральцы в областных городах получат долгожданные услуги. Как это работает — в специальном репортаже.
«Первый клиент был 20 минут назад»
Целая делегация журналистов приехала в Первоуральск. На повестке большое событие — открытие сразу двух новых бизнесов. В городе, где три четверти населения пенсионного возраста, такая предпринимательская активность — редкость.
Первая остановка — барбершоп Alebarda на одной из центральных улиц Первоуральска. Его открыл Сергей Горев из Верхней Пышмы. Последние месяцы он работал над открытием бизнеса вдали от дома. Ради ремонта даже пропускал трансляции турниров по любимым боям без правил. Но оно того стоило — первый клиент заглянул в барбершоп в первый же день работы, за 20 минут до официальной делегации.
Сергей неслучайно открыл бизнес в незнакомом городе. У его брата уже есть мужская парикмахерская в родной Верхней Пышме. И молодые люди хотели дальше заниматься этим бизнесом. Нужно было лишь найти перспективный рынок.
На помощь пришел проект Business-Data областного фонда поддержки предпринимательства. Суть его в масштабном анализе операций по банковским картам, которые совершают жители в своем городе и в других городах. Например, если первоуральцы чаще всего оплачивают услуги парикмахера в Екатеринбурге, значит, на малой родине эти услуги они найти не могут. Исследования позволяют определить потенциальные рынки.
— Программа создана именно для небольших городов, чтобы здесь появлялись точки европейского, столичного уровня, потому что жители этого достойны. Во всех малых городах есть 4–5 незакрытые сферы: общепит, доставка еды, салоны красоты, строительные магазины, детское времяпрепровождение. Проект уже действует в Нижнем Тагиле, Первоуральске, Новоуральске, Каменске-Уральском, Асбесте, Богдановиче, Краснотурьинске, и мы планируем продолжить проект в 2022 году, — рассказал Валерий Пиличев, директор областного фонда поддержки предпринимательства. Он приехал поддержать начинающего бизнесмена.
Предприниматель уже строит планы по дальнейшему расширению: когда этот филиал встанет на ноги, можно будет отправиться покорять новый город.
Азиатское кафе на границе Европы и Азии
Согласно исследованию Business-Data, в Первоуральске 2365 торговых точек. При этом в городе не удовлетворен спрос на заведения общественного питания, развлечения, магазины одежды и косметики, ветеринарные услуги. Раньше ради них приходилось ездить в Ревду или Екатеринбург. Но теперь и в Первоуральске есть место со стильным интерьером и манящей кухней.
Вторая точка путешествия — новое заведение, азиатское бистро «Вкус улиц». Кафе с похожим названием уже есть в городе. Но в первом «Вкусе улиц» подавали бургеры и панини, теперь же переключились на «Том Ям», салаты с битыми огурцами и китайские булочки бао.
— Первое кафе мы открывали своими силами, было проще, простой формат, простое приготовление, инвестиции в разы меньше. Во второй раз хотелось сделать что-то более масштабное, полноценное кафе, чтобы люди могли посидеть, провести вечер. Без дополнительной поддержки было бы тяжело осуществить, — рассказывает директор кафе Дмитрий Томилин. — Мы обратились в фонд. Очень понравилось работать с отзывчивыми людьми, нужная информация предоставлялась за день, всё оперативно. И процентная ставка очень радует — никакие банки даже близко не могут предложить такие условия.
Сотрудничество предпринимателей с фондом в рамках проекта Business-Data выходит далеко за пределы анализа спроса. Для предпринимателей подбирают оптимальную локацию и даже конкретную бизнес-модель — для этого задействуют магазин франшиз. И наконец, для уверенного старта предпринимателю помогают и финансово — можно получить заём до 5 млн рублей.
— В этом проекте мы объединяем все инструменты работы: консультационные, информационные, обучение, финансовую поддержку. Получить льготные займы можно по ставке Центробанка — 7,5%. Но для бизнеса в моногородах ставка ровно вдвое меньше — 3,75%. И нельзя не упомянуть о магазине франшиз, в котором сейчас 150 международных, федеральных и региональных брендов. Приобретение франшизы позволяет быстро войти в ту или иную предпринимательскую деятельность, — считает министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.
От салона для животных до школы программирования
Проект Business-Data был запущен в конце 2019 года, но в полную силу смог развернуться только летом 2020 года. Комплекс инструментов позволяет бизнесменам взять верх над пандемией и запустить успешное дело даже в сложных условиях.
За время реализации проекта в семи городах Свердловской области было проанализировано почти 200 миллионов транзакций 420 тысяч пользователей банковских карт. Это позволило определить устойчивый спрос на конкретные услуги. Так, в городах открылись 24 новых бизнеса. Только в Первоуральске кроме барбершопа и нового кафе уже открылись салон для животных Groom, школа программирования KIBERone, магазин канцтоваров «КанцПарк».
Business-Data занял 1-е место на конкурсе «Сильные идеи для нового времени» Агентства стратегических инициатив, а также вошел в топ-100 идей России по итогам 2020 года. Проект оценили и в других регионах страны — сейчас муниципалитеты ведут переговоры, чтобы реализовать программу и у себя. Эта инициатива реализуется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».