Производители и поставщики круп попросили торговые сети поднять стоимость гречки, овсянки и хлопьев на 10–20% с 1 ноября. Это связано с ростом цен на сырье и проблемами с урожаем гречихи в Алтайском крае, пишет «Коммерсант».
До назначенной даты осталась неделя. Екатеринбургские ретейлеры подтверждают, что запрос от производителей на рост цен есть, но пока решение не принято. Мы узнали, стоит ли ждать ажиотажного спроса на пока еще дешевые крупы и возможен ли их дефицит.
По словам основателя сети «Кировский» Игоря Ковпака, сейчас идут переговоры с главными поставщиками.
— Мы все требуем обоснования для повышения. Первым пунктом идет увеличение стоимости основного сырья на 20–30%. Подорожала гречка, твердые, мягкие сорта пшеницы. Также говорят об увеличении стоимости упаковки. Мы пока не дали согласия на повышение, ведем переговоры с поставщиками-производителями. Они просят поднять цены на 10–18%, — сказал Игорь Ковпак.
По словам предпринимателя, они ведут переговоры с основными поставщиками, чтобы прийти к компромиссу. Резкого подъема стоимости точно не будет, потому что сети создали запасы.
— У нас склады забиты крупами, мы купили несколько вагонов про запас. Уверен, так же поступили основные сети. Панической скупки гречки и перебоев с поставками точно не будет. Даже если под давлением поставщиков и производителей произойдет рост цен, это произойдет постепенно и не на всё сразу, — уверен Ковпак.
Бизнесмен также не исключил снижения цен в 2022 году, если будет хороший урожай.
Экономист Константин Селянин рассказал, что цены растут по двум причинам. Себестоимость продукта повышается из-за подорожания электроэнергии и топлива. Вторая причина — это отмена запрета вывозных пошлин.
— Поскольку они перестали действовать, сельхозпроизводители стараются экспортировать максимально и получать за это твердую валюту. Это приводит либо к дефициту на наших рынках, либо к росту цен до уровня экспортных, — пояснил Селянин.
Ажиотажный спрос на крупу возможен. По словам экономиста, эффект повышенного спроса на дорожающие товары известен в науке.
— Есть понятие «товары Гиффена». Смысл его в том, что если люди ждут плохих времен, то стараются делать запасы. Во времена Гиффена это была картошка, сейчас это может быть и гречка. Я бы не исключил такого поведения, потому что мы видели это не раз, особенно в отношении гречки, — заявил Селянин.
Гендиректор сети магазинов «ЖизньМарт» Евгения Грамотеева также не исключает, что возникнет ажиотаж.
— Все побегут в «Пятерочку», «Монетку». Не знаю, успеют ли в этих магазинах поднять цены или нет [до начала ажиотажа]. В нашей сети гречка не основной продукт, крупа расфасована в индивидуальные пакетики, и она априори дороже, чем у ретейлеров, которые продают крупу на развес.
«Мы будем поднимать цену вслед за тем, как ее поднимут поставщики. Пока у нас есть запасы по старой входящей цене»
Зарабатывать на этом мы точно не собираемся, — отметила Грамотеева.
Весной Росстат зафиксировал рост цен на самые популярные продукты. Килограмм гречневой крупы вырос в цене на треть. Гречка очень чутко реагирует на мировую экономическую ситуацию: стоимость крупы растет вместе с курсом доллара.
Шесть лет назад во время очередной волны роста цен в России сметали товары с полок. Одна пенсионерка прославилась на всю страну тем, что закупила триста килограммов крупы и потом не знала, что с ней делать.