В Свердловской области собираются вводить «чистые зоны» в торговых центрах. Это значит, что пускать туда будут только привитых или переболевших в последние шесть месяцев граждан. Сообщается, что это решение будет принято к Новому году, когда нагрузка на торговые центры особенно высока. Мы спросили у представителей нескольких ТЦ в Екатеринбурге о том, как они относятся к подобной инициативе. И бизнес ее не оценил.
Тарас Табаков, управляющий ТЦ «Радуга-парк»:
— Реализация этого решения пока нам совершенно непонятна. Вы помните, это пытались сделать в Москве, но потерпели фиаско. Сбои там начались в самой системе выдачи и получении этих QR-кодов. Многим людям они просто не приходили. Что в итоге? В итоге бизнес просел, и Собянин принял решение отменить эти меры. Сколько на этом потеряли торговые центры в столице, мне сказать сложно. Но рестораторы говорили о том, что недосчитались 90% выручки, многие до сих пор не могут отыграть эти убытки и вернуться к нормальной ситуации.
Что я хочу сказать? Я хочу сказать, что такими решениями мы просто убьем бизнес, но никак не стимулируем людей активнее прививаться. Что сделают люди, когда их не пустят без кода в законопослушный торговый центр? Они сядут без маски в переполненный автобус и поедут в магазин у дома. Проблема в том, что люди перестали носить маски. Вот этим и нужно заниматься сейчас. Я считаю, что ТРЦ сегодня и без того самые чистые зоны в городе. Мы на входе требуем, чтобы каждый покупатель надел маску. Но как контролировать, чтобы и дальше во время шопинга он оставался в маске, мы не знаем.
Дайте ТРЦ наряд Росгвардии или полиции, людей, которые имеют право требовать и могут штрафовать за несоблюдение масочного режима, и вы увидите эффект. У нас же в магазине стоит обычный чоповец, который не имеет права требовать с человека надеть маску. Пусть ходит такой патруль и следит за соблюдением масочного режима. И это поможет ситуации и не навредит бизнесу.
Ольга Пушкарева, Veer Mall:
— Сейчас у меня противоречивые чувства, потому что, это мое мнение, это может убить торговые центры. У всех еще свежи воспоминания прошлого, когда торговые центры были закрыты, и это было очень тяжело. Сейчас трудно сказать, во что это может вылиться.
Опыт подобный был в Москве, и в итоге вся система рухнула, и от этой идеи отказались, потому что это оказалось нереально и несовместимо с жизнью. Нереально для нашего города, где 40% жителей задействованы в сфере услуг, ввести QR-коды. Как любой потребитель, я могу догадаться, что это будет иметь тяжелые последствия.
Ирина Титова, директор по маркетингу и рекламе в
Brands’ Stories
Outlet Center
:
— С одной стороны, у нас получается угроза для здоровья наших клиентов. И во всей этой повестке это, конечно, первоочередная проблема. И торговые центры находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, у нас стоят санитайзеры, мы всегда следим за масочным режимом, мы все привиты и максимально серьезно относимся к этой ситуации.
Но у нас есть несколько групп потребителей: есть привитые, есть переболевшие, есть те, кто не прививается по медицинским показаниям (и вот с ними-то как быть?), и люди, которые не прививаются по своим личным убеждениям. Но при этом это сознательные люди, которые, если заболели, сидят дома, соблюдают все условия, носят маски. А есть непривитые и несознательные, я их называю провокаторами. И по сути, сотни бизнесов, которые завязаны на торговых центрах, страдают из-за этой группы провокаторов, которые заболели и ходят чихают, которые не носят маску.
И с точки зрения здравого смысла неправильно лишать огромный вал людей, работников и посетителей всех благ только из-за небольшой группки. И мой прогноз: трафик снизится в разы, а проблема не решится. На мой взгляд, надо выцеплять группу несознательных граждан и проводить с ними мероприятия, этим должно заниматься государство. Мы, как торговый центр, не имеем права этого делать. С позиции маркетинга — надо точечно работать с этим сегментом людей.
Это решение будет очень непросто пережить. Не думаю, что кто-то закроется, но однозначно сократят количество рабочих мест. Зачем бизнесу 10 продавцов, если трафик снизится в разы и достаточно будет одного-двух. Куда пойдут эти люди? Потребность покупать у людей остается, и получается, что в разы вырастет нагрузка на пункты выдачи и на курьеров. И контролировать это никто не будет. Я не считаю это решение выходом из ситуации.
«Чистые зоны» каждый город будет определять самостоятельно, они появятся в регионе не позднее 1 декабря. Прочитайте, что делать тем, кому нельзя прививаться. Но в торговых центрах режим планируют внедрить позднее.
Нужно ли делать из торговых центров «чистые зоны» и пускать туда только привитых?