В понедельник, 4 октября, во всем мире «упали» Facebook, Instagram и WhatsApp. На устранение неполадок ушло не меньше шести часов. В Екатеринбурге, например, в это время резко подскочили продажи алкоголя, а в соцсетях начали постить мемы о «смерти» сервисов Facebook'а.
Мы уже публиковали ответ айтишников о том, почему мог произойти настолько крупный сбой, а теперь спросили у уральских эсэмэмщиков и других экспертов из мира соцсетей, к каким последствиям он привел и еще может привести. Публикуем их ответы.
Екатерина Маркова, Founder & CEO 19/84 agency, директор «АКАР Урал»:
— Что такое шесть часов тишины в эфире? Кажется, что паника и ажиотаж. Мы не только лишились Facebook, Instagram и WhatsApp, но и столкнулись с перебоями в Twitter, TikTok, Google и Amazon. Моментально появились и другие новости: как сообщил «ВКонтакте», за этот вечер объем активной аудитории соцсети вырос на 19%, число отправленных сообщений — на 21%. Есть информация о регистрации новых 50 млн пользователей в Telegram.
С точки зрения пользовательского опыта — уникальная ситуация. Мы могли пощупать пульс и посмотреть, в какие каналы идут люди в такой экстремальной ситуации, что выбирают и как действуют.
«С точки зрения бизнеса реального ущерба нет. Это скорее учения при чрезвычайной ситуации»
Возможность проверить свою готовность к тому, что когда-нибудь соцсети могут лечь на неделю. Вспомнить о резервных каналах: есть ли они, отвечают ли запросу пользователей, работают ли корректно.
Как правило, крупный и средний бизнес подготовлен к такому лучше, потому что базируется на собственной площадке. Малый бизнес ощущает перебои сильнее: он сразу же теряет возможность и получать новые заказы, и обрабатывать старые. Но 6 часов — это краткосрочный период, и все его пережили.
Действительно пострадали люди и компании только в единичных случаях: кому-то нужно было отменить заказ, кто-то только опубликовал рекламу и ждал охватов, кто-то проводил запуск курса или другой активации именно в этот вечер. Кто смог при этом срочно перебазироваться в Telegram — молодцы. Остальным — повод задуматься.
Кстати, все еще часто встречаются бренды, которые сутками не отвечают пользователям на сообщения в соцсетях и мессенджерах. И такое положение дел — в разы хуже, чем недоступность соцсетей на несколько часов у всего населения на планете.
Михаил Пономаренко, эксперт «АКАР Урал», директор по развитию контент-бюро «Ишь, Миш!», аспирант РАНХиГС:
— Сбой у Facebook, Instagram и WhatsApp начался 4 октября примерно в 18:25 мск и продолжался почти 6 часов. Все это время экосистема Facebook была недоступна. Вечером, когда люди активно пользуются соцсетями — от просмотров фильмов и роликов до чтения и переписки с друзьями, — пользователям не показывались рекламные сообщения. Бизнесы, ориентированные на продажи через Instagram, встали: они не могли отвечать на вопросы, продвигать товары, общаться с аудиторией. То же самое касается блогеров, чья работа на площадках фактически остановилась. Клиентская поддержка, завязанная на WhatsApp, не работала.
Пока сложно оцифровать потери и убытки.
«Очевидный итог «клинической смерти» Facebook — пользователи мигрировали на другие платформы»
Так, Telegram зафиксировал приток 50 млн новых пользователей. Мария Краснова, CEO «ВКонтакте», сообщила, что за вечер 4 октября объем активной аудитории соцсети вырос на 19%. Всплески посещений были в Twitter, TikTok и ОК. Интересно будет посмотреть, сколько пользователей в итоге останутся на этих площадках, будут посещать их чаще или вообще откажутся от Facebook/ Instagram/ WhatsApp.
Даниил Симонов, эксперт «АКАР Урал», основатель агентства performance-маркетинга Taktika Digital:
— Сбой Facebook и его сервисов вчера — это нечто невиданное в нашем десятилетии. Говорят, последний раз такое было в 2008 году. Но тогда соцсетью пользовались 80 миллионов, а сейчас — 3 миллиарда. Конечно, это совсем не сравнимые по масштабу события. Особенно учитывая то, насколько даже в России популярны Instagram и WhatsApp.
«Боюсь представить, сколько заказов и коммуникаций было потеряно у тех, у кого сервисы Facebook — основной канал коммуникации»
А что уж говорить про рекламу. Реклама работает только тогда, когда ее видят пользователи. Вчера в течение шести часов только большие объемы трафика у рекламодателей были потеряны. А это упущенные заказы и прибыль.
Сколько средний рекламодатель недополучил заявок за эти шесть часов? 10, 15, 30? Сложно сказать, многое зависит от конкретного бизнеса и того объема трафика, что он получал. Но одно точно — часть потенциальных заказов была потеряна, и всем рекламодателям придется это наверстывать.
Благо сейчас алгоритмы позволяют сделать так, чтобы открутить нужные бюджеты в течение одного дня и добрать столько заявок, сколько нужно
Евгений Гуцал, генеральный продюсер московского креативного агентства Divico:
— Instagram и WhatsApp дают нам ощущение, что мы на связи с миром — мы наблюдаем за жизнью своих друзей и тех, кто нам симпатичен, и находимся буквально в одно касание от наших близких, Facebook в этом смысле больше деловая площадка, там хорошо жаловаться на жизнь, тегая бренды и компании, или устраивать ярмарку тщеславия среди коллег.
Всё о семичасовом простое в работе соцсетей и мессенджера мы собирали в нашей онлайн-трансляции.