Екатеринбурженка Мария Ванькова с детства точно знала, что будет модельером. Внучка двух швей, она еще в школе безжалостно резала мамины платки и кроила платья для кукол. Детское увлечение переросло в серьезный бизнес. Теперь у Марии свой швейный цех, миллионная выручка и бренд нижнего белья, который знают во Франции, Англии и Америке.
Бренд La Dea появился на Урале в 2015 году. Фирма производит нижнее белье и одежду для дома. В 2020 году, по данным «Контур.Фокуса», выручка компании составила 8 миллионов рублей.
Как экономист стала модельером
Небольшой цех, где выпускают бюстгальтеры, пеньюары и кружевные халатики, работает в Первоуральске уже пять лет. 12 швей ежемесячно отшивают 3000 изделий. Посылки отсюда отправляют в Москву, Минск, Кишинев, Лондон и Лос-Анджелес — коллекции уральских мастериц разлетаются по шоурумам.
— Первый запрос наших женщин — это сексуальность, — говорит Мария Ванькова, проводя для нас экскурсию по цеху, где без остановки строчат машинки. — Этого очень мало сейчас в европейских брендах, там на первом месте идет комфорт. Но и в Америке, и в Англии остаются девушки, которые хотят подчеркивать свое тело. Может, это будет не совсем удобно, но при этом очень красиво, и они готовы потерпеть.
На плечиках в цехе висят ажурные бюстгальтеры, шелковые трусики и полупрозрачные боди — это образцы из разных коллекций, которых в год здесь выпускают около двух десятков. Мария — основатель бренда, инвестор и главный модельер. Она придумывает новые образы, подбирает ткани и ищет заказчиков.
Коллекции рождаются здесь же, за письменным столом в центре цеха. Напротив висит красная шелковая ночнушка с оборкой из черного кружева. Она здесь как своеобразный талисман — именно эта яркая коллекция принесла уралочке всемирную славу на выставке производителей нижнего белья в Париже в 2019 году. С тех пор дела пошли в гору.
— Мы запустили бренд в 2015 году, и первые два года я работала фактически бесплатно, в минус. Я вкладывала и вкладывала средства, чтобы бренд мог только существовать, — вспоминает Мария. — На третий год всё стало постепенно выравниваться.
— Почему вы решили заняться производством нижнего белья?
— Это была страсть к дизайну с детства. Меня учили шить бабушки: одна руководила большим швейным предприятием, другая дома шила и вязала крючком. Еще в школе я шила себе юбки, а после университета выпустила коллекцию вечерних платьев. Но их очень сложно продавать — это не то, что постоянно носят. Потом у меня появилась другая любовь — красивое нижнее белье. Мне хотелось создать аналог известных европейских брендов, но по более доступной цене для российского клиента.
— Вы по образованию швея?
— Мое первое образование — экономист, я окончила нынешний УрФУ. Это направление мне посоветовала семья, они видели меня работником банка. В принципе, сейчас эти корочки помогают руководить предприятием, вести финансовые отчеты. Но тогда я проработала три месяца в экономическом отделе на заводе и поняла, что если я оттуда не уйду, меня через полгода куда-нибудь увезут. Это совершенно не мое. Позже я получила второе высшее образование — отучилась на модельера в Милане.
— Учеба в иностранном вузе недешевая, а затем нужно еще и оборудование покупать. Где искали инвестиции для старта?
— Это были наши с мужем собственные средства, семейные. Было очень непросто первое время, оборудования понадобилось много. Здесь не поставишь две машинки: чтобы сшить один бюстгальтер, нужно проделать 35 операций. Так что сразу понадобилось 15 машин (покупали и б/у, и новые).
— Наверное, и штат немаленький пришлось набирать?
— Первое время работали всего лишь две швеи. Искали их по знакомым, объявлениям, рекомендациям. Сейчас люди сами приходят, а тогда им вдвоем всего за полтора месяца пришлось отшить первую коллекцию, чтобы презентовать бренд на выставке в Москве, где сразу можно получить оптовых клиентов. Бедные девочки работали до двух часов ночи, но всё успели.
— Как встретили в Москве начинающего дизайнера?
— Я там была настоящей белой вороной. В России так нижнее белье не шьют: это была очень яркая «капсула» с зеленым и красным шелком. В коллекции были халатик, сорочка, пижама и нижнее белье. Коллекция нравилась мне, швеям, подругам, но было страшно — как вообще на нее отреагируют с таким экстравагантным дизайном? В итоге, когда мои модели шли по подиуму, люди вставали, снимали на телефоны, а в конце захлопали. Видимо, настолько это всё было необычно.
— А потенциальным заказчикам понравилось?
— Как только выступили модели, все пошли к моему стенду, хотя рядом стояли французы, итальянцы. Они, кстати, тоже подошли после. Были клиенты, которые сразу хотели выкупить коллекцию. Мы, конечно, всем объяснили, что только начинаем, нам нужен срок на закуп материалов, на отшив. Не все пошли на эти условия.
Как уральские бюстгальтеры покорили Париж
— Как вы попали на презентацию в Париж?
— Мы прошли серьезный отбор на выставку, но нужны были деньги, чтобы оплатить участие. Здесь очень помог областной фонд поддержки предпринимательства. Они выставку профинансировали, а затем еще помогли оформить документы на экспорт. Потом уже мы по накатанной пошли дальше.
— Что дала эта выставка?
— У нас появились международные клиенты. Даже директор выставки подошла, проверила швы и говорит: «Знаете, я не думала, что в России умеют шить нижнее белье». Для меня это был один из самых главных комплиментов.
— Сейчас вы продаете белье и в России, и за рубежом. Есть разница в покупателях?
— У всех свои особенности фигуры: у нас больше девушек пышногрудых, у итальянок спинки покороче, в Германии полных девушек намного больше. То, что продается у нас, не всегда там заходит и наоборот. Например, как-то мы отшили коллекцию нижнего белья персикового цвета. У нас она долго стояла, не продавалась, а когда мы послали ее в Америку, где очень много девочек-негритянок, всё разлетелось. На темной коже это белье смотрится просто изумительно.
— Правда, что девушки сейчас красоте предпочитают удобство?
— В России сексуальность как была на первом месте, так и есть. Но комфорта, правда, стало больше — например, девушки стали хотеть бескаркасного белья. В Европе оно популярно уже давно.
«Когда я сюда приехала после учебы в Италии, начала предлагать шить удобное белье, а мне сказали: «Знаете, нам нужны пуш-апы!»»
— И пришлось, конечно, подстраиваться под российского клиента.
— А что отличает русских девушек в выборе белья?
— Наши девушки очень смелые, для них пришлось шить, например, бюстгальтеры без чашек. Да, они хотят такое. Мы сделали отдельные сексуальные линейки, потому что покупателям нравится. Очень хорошо покупают стрепы (аксессуар из эластичных лент. — Прим. ред.). Их надевают на голое тело или сочетают с одеждой — у кого какая фантазия.
— Вы производите белье для особых случаев или на каждый день?
— Зависит от коллекции. Натуральный шелк и кружево больше для особого случая, а в удобном бралетте без каркаса можно ходить и каждый день, его можно носить и как топ с пиджаком. Девушки любят также белье из итальянской сетки, в ней комфортно — это то, что можно носить постоянно.
— От сезонности продажи как-то зависят?
— Да. Летом очень хорошо продается светлое белье: белое, бежевое, розовое. Зимой — черное, синее, зеленое, бордовое. В новогодние праздники, 8 Марта, в День святого Валентина — любят красное.
— У вас нет собственных магазинов. Как продаете коллекции?
— Опт и интернет-площадки. Самая крупная у нас — Wildberries. Есть шоурум в Екатеринбурге, но я пока не готова магазин открывать: это очень большие финансовые затраты и трудозатраты. Времени у меня не хватает, потому что есть еще и семья, дети. Вот и сейчас ребенка жду.
«Декрета не было ни дня»
— Как вы рождение детей совмещали с бизнесом? Приходилось паузу делать?
— У меня декрета не было ни дня. Была пауза только пять дней, когда я в роддоме лежала, а потом ребенка положила в корзинку и сюда [в цех] привезла. Он спит — я работаю. Потом, конечно, когда уже ползать начал, садиться, приходилось уже няню нанимать, помощницу по хозяйству. Тяжело было.
— Муж помогает вести бизнес?
— Муж вообще меня во всем поддерживает, я ему очень благодарна. Сегодня, например, садик закрыт, он сидит с ребенком. Сам он юрист, пришлось даже где-то консультации отменить. А когда швейный цех работал в минус, муж меня кормил, поил. Понятно, что мы где-то урезали свои желания. Был такой период.
— Не было желания всё бросить, когда кругом одни расходы?
— Помогала любовь к делу. Я считаю, что это вообще важный вопрос в профориентации: готовы ли вы делать то, что вы делаете сейчас — бесплатно? Я да, готова. Было очень приятно, когда пришло понимание, что всё это не зря. Что мои труды, терпение, где-то слезы — это всё возвращается. Два года назад я заработала свой первый миллион. Я уже ходила с поднятой головой, думала: «Ага! Кто в меня не верил? У меня всё получилось!»
— Сейчас для вас это больше хобби или бизнес?
— Это, конечно, для меня и хобби, и бизнес. Возможно, я не суперкрутой бизнесмен, потому что у меня нет подхода «заработать денег в первую очередь». Я занимаюсь любимым делом. Пусть у меня будет небольшое предприятие, но я буду всё делать с душой, чем я превращу это в какой-то поток, «машину для зарабатывания денег».
— Какая у вас теперь мечта в бизнесе?
— Хочу открыть свои магазины в самых крупных странах мира. Развивать продажи в США, Германию, Канаду. Это моя мечта, да!
На E1.RU есть истории и других дизайнеров из Екатеринбурга. Мы рассказывали про Ташу Рублёву, которая за 250 тысяч рублей открыла ателье и стала одевать элиту. А также публиковали интервью c Нино Шаматава из бренда Ushatava, который появился благодаря дружескому спору.
В разделе «Маленький, но гордый бизнес» есть история Саши Павловой и Рустама Мухаметдинова, которые бросили работу на заводе, чтобы шить кожаные сумки.