Уральские заводы-гиганты в 60-х — 70-х годах нередко отходили от своей основной производственной линии и делали вещи, которые заполняли квартиры сначала свердловчан, а потом и жителей всего СССР.
О том, как стиральные машинки «Малютка» покорили советских женщин, мы уже рассказывали, а в этом материале — история мебельных гарнитуров, которые выпускались на машиностроительном заводе имени Калинина.
Специализировался ЗиК тогда на производстве средств противовоздушной обороны, но в 60-х годах с конвейера стал сходить нетипичный товар. Сначала на заводе начали выпускать кремниевые зажигалки и портсигары, но вскоре ставки выросли, и здесь стали производить изделия посложнее — торшеры, люстры, подвесные бра, детские конструкторы, велосипеды...
На заводе создали целое бюро по товарам народного потребления, которое в 1972 году преобразовали в специализированное конструкторское бюро № 22 под началом Ю. М. Печенкина.
Помимо этого на заводе было и специальное подразделение — лаборатория художественного литья, сотрудники которой объединились с литейным и 47-м цехом завода и выпускали товары народного потребления.
— Директор ЗиКа Анатолий Мехренцев привез как-то из Италии каталог изделий художественного литья — предметов мебели и декора, и задумал воплотить увиденное на родном предприятии. Реализовать идею помогли талант художника Юрия Борноволокова, а также знания и бытовая смекалка слесаря-литейщика Ф. П. Тупоты. Начав с производства «штучного» товара — бюстов и статуэток, Борноволоков с единомышленниками организовали промышленный выпуск самых разных изделий, — рассказывает Светлана Булатова, куратор выставки «Маленькие изделия больших заводов» Музея истории Екатеринбурга.
Только в 80-е были запущены в производство мебельные гарнитуры «Уралочка» и «Рябинушка». Делали их с использованием поделочных камней, причем по заказу могли немного изменить дизайн или взять материал подороже.
— У нас два комплекта мебели шло: консольный столик с каменной столешницей из змеевика или из доломита, по спецзаказу делали и из дорогих камней, и вариант со столиком на ножках и банкеткой, — рассказывает о появлении гарнитуров Юрий Борноволоков. — Светильников сначала вообще не было, были два подсвечника и зеркало метровое. Это всё орнаментировано. Потом пришли к выводу, что надо светильники сделать. Ну, что эти свечки? Вещь дорогая получается, а нефункциональная. И сделали светильники, а раз светильники — нужно завязаться со стекольными заводами.
Делать светильники для ЗиКа начали в небольшом городишке Натальинск рядом с Красноуфимском. Первый комплект мебели — это была «Уралочка» — выставили в «Пассаже» с ценником 720–730 рублей (молодые специалисты тогда в среднем получали 120–130 рублей в месяц. — Прим. ред.). Если сравнивать с нынешним ценником, то это около 200 тысяч рублей.
Большая часть комментариев в книге отзывов, оставленной у гарнитура, была как раз о безумной стоимости «Уралочки».
— Книгу отзывов положили, чтобы покупную способность выяснить, — рассказывает Юрий Борноволоков. — И в эту книгу начали писать нам, особенно студенты, что, вот, воспитываете в людях всякую бытовщину, что зарплаты маленькие, а вы такие цены выставляете! Но мы же и очень простые светильники делали, и лампы Ильича — был ширпотреб такой, а был, значит, другой — элитный. Потом-то мы разошлись. Потянулась цепочка люстр уже с литьем. У нас литье называлось под серебро с чернением. Были люстры-бра, очень много бра было, с камнем, всё прочее — вот их большое количество выпускали, и они по ценам были такие, что их расхватывали. Кстати, и гарнитуры расхватывали будь здоров.
Со временем произведения калининских мастеров получили и медали ВДНХ, и продавались за границу. А еще продукцию ЗиКа любили дарить важным гостям. Так, министру авиационной промышленности СССР Петру Дементьеву подарили столик с доломитовой столешницей, а космонавту Георгию Гречко — целый гарнитур.
Снова увидеть другие экземпляры из прошлого, созданные на уральских заводах-гигантах, можно на выставке, которая до ноября проработает в Музее истории Екатеринбурга.