С продуктами и ценами на них в Свердловской области творится что-то непонятное: то морковка подскочила в цене до 150 рублей за килограмм, то сахар подорожал, а потом исчез с прилавков.
Экономист Константин Селянин считает, что рост цен продолжится, причем сильнее всего подорожают молочные продукты и курица.
— Когда ввели ограничения цен на сахар или масло, было очевидно, что торговые сети доберут свои финансовые потери повышением цен на другие товары. Это мы и видим сегодня на примере овощей. К сожалению, это крайне неуклюжее регулирование цен, судя по всему, останется, и чуть раньше либо чуть позже, но приведет к росту цен, — говорит эксперт. — Рост цен будет зависеть от того, что наша власть будет контролировать. Если говорить о том, что может подорожать в ближайшее время, я бы смотрел на продукты, которые относительно несильно подорожали до этого: курица и молочные продукты. Это группа риска именно потому, что они пока еще серьезно не подорожали.
Информацию о том, что молочная продукция вот-вот существенно подорожает, E1.RU подтвердил владелец Талицкого молочного завода Юрий Окунев.
— С молочными продуктами ситуация еще вот в чем: помимо того, что была засуха и в первый укос для кормления собрали только 10–15% от запланированного, подорожают корма, ГСМ... Но от этого молоко несильно вырастает в цене, — говорит Юрий Окунев. — В прошлом году, например, мы за год подняли цены на 4–5 % всего. В этом планировали поднять цены на 5–6%, но уже осенью молоко и вся молочная продукция вырастут примерно на 10%, это минимум. Но я переживаю, что будет и процентов на 15. В сентябре, наверное, будет подорожание процентов на 10, а потом еще в декабре процентов на 5–6.
Основная причина подорожания — появление QR-кодов на упаковках.
— Вводятся QR-коды — это такой квазиналог, который идет в карман частным лицам, причем по большей части резидентам других стран. Один QR-код стоит 60 копеек. То есть вы покупаете любой творожок, видите на нем QR-код и понимаете, что 60 копеек ушли каким-то людям. И это с каждой упаковки, — объясняет владелец Талицкого молочного завода. — Плюс, соответственно, мы, чтобы наносить коды, покупаем безумно дорогие принтеры, ставим сканеры, которые их будут считывать... Затраты колоссальные — на нашем заводе это десятки миллионов рублей, которые мы вынуждены вкладывать в абсолютно ненужное нам оборудование. Мы уже говорили: «Ребята, давайте вы просто скажете нам номер счета и мы туда будем деньги засылать. Зачем вы нас еще и работать заставляете?»
При этом бизнесмен уже ожидает падения спроса, вызванного скачком цен.
— Любое повышение цен для молока — это снижение объемов потребления. Самого молока, наверное, меньше не пьют, но меньше едят йогуртов, творога, сметаны. Danone плакал из-за того, что у них за год потребление детского питания упало на 50%. Очень грустно и печально все это, — добавил Юрий Окунев.
Часто покупаете молоко и молочные продукты?
Также уже совсем скоро екатеринбуржцы получат свежие квитанции за коммуналку, в которых вырастут цены на воду, электричество и газ.