В 1970-х годах чуть ли не в каждой советской семье была стиральная машинка «Малютка» — компактная и удобная. А в тех семьях, где «Малютки» не было, о ней мечтали. Но мало кто знает, что сделали ее на свердловском «Уралмашзаводе», производящем экскаваторы, мостовые краны и другую тяжелую технику.
Как говорит Светлана Булатова, куратор выставки «Маленькие изделия больших заводов» музея истории Екатеринбурга, на перепрофилирование заводы тогда подтолкнула сложившаяся в стране парадоксальная ситуация — у людей появились деньги, но покупать на них было нечего, потому что магазины стояли полупустыми.
Поэтому в 1967 году на очередном съезде КПСС и были приняты решения «о дальнейшем существенном повышении народного благосостояния и ускорении роста производства товаров народного потребления (ТНП)». Двумя годами ранее, в 1965 году, чтобы повысить инициативу предприятий, заводы обязали производить товары быта на сумму, равную годовому фонду заработной платы — «гнать» копеечную продукцию стало невыгодно.
В том же году на «Уралмашзаводе» снова запустился цех по производству товаров народного потребления. Оттуда в свердловские магазины попали первые комплекты туристской мебели «Отдых», сувениры из оргстекла, хлебницы и гантели с эмблемой УЗТМ.
В то же время на заводе решили, что нужно что-то большее. Поэтому в конструкторском отделе общего машиностроения НИИ Тяжмаша была выделена особая конструкторская группа во главе со Стальдой Наварской, куда также вошли Ф. Г. Гареева, Г. Я. Яковлева и Л. Д. Слепцова. Именно они и придумали малогабаритные стиральные машинки «Малютка», которые идеально вписались в компактные хрущевки.
Стальда Наварская (Степанова) родилась в 1932 году. В 1955 году закончила механический факультет Уральского политехнического института. Всю жизнь вплоть до выхода на пенсию проработала в конструкторском бюро «Уралмашзавода». Позже написала документальную повесть о своих родных «Жизнь одной советской семьи в 30-е и 40-е годы 20 века». Скончалась в 2013 году.
Прототипом «Малютки» была избрана французская стиральная машина «Фея», снабженная миниатюрным электродвигателем размером с кулак.
— Наши конструкторы могли ориентироваться лишь на двигатели того же класса, что и у больших машин, типа «Волжанка» или «Вятка». В конце концов, завод-изготовитель всё же согласился внести незначительные изменения в конструкцию двигателей, что, в конечном счете, сократило размеры и вес и повысило надежность машины, — рассказывает куратор выставки Светлана Булатова.
Но не только с двигателем возникли вопросы. Конструкторам нужно было найти замену материалам корпуса и бака, потому что привычные сталь и алюминий делали машинку слишком тяжелой.
— Машинка должна была легко перемещаться, выдерживать высокую температуру во время стирки и не разрушаться от воздействия экстремально низких температур, если хозяева захотели бы хранить ее на балконе. Единственным возможным выбором была пластмасса, хотя привлеченные специалисты предрекали неудачу. Уралмашевцы не отступили и нашли решение проблемы, задействовав пластик АБС 2020 (акрилонитрил, бутадиен и стирол), способный выдерживать требуемую нагрузку. Для этого потребовалось вводить в строй специализированный участок пластмасс, — говорит сотрудник музея, детально изучившая историю создания «Малюток».
В производство «Малютки» запустили только в 1973 году. Специализированный цех, где собирали стиральные машинки, запустили в поселке Красный (недалеко от Верхней Пышмы).
Новинку, которой так гордились конструкторы, потребители и торговые сети приняли не сразу. Всех смущал непривычный внешний вид и размер бытовой техники.
Главное сомнение потребителей успешно обыгрывали в рекламных проспектах, которые пестрели лозунгом «Маленькая, да удаленькая». Ход сработал, и спрос на «Малютки» стал ажиотажным. О них мечтали жители всего Союза.
— К моему огромному сожалению, я не имею ни друзей ни знакомых в прекрасном городе Свердловске, поэтому обращаюсь именно к Вам с большой просьбой. Ваш завод выпускает чудесные стиральные машины «Малютка», которые в нашем городе Донецке приобрести практически невозможно. Это такая хорошая и практичная машина, что слава о ней идет среди хозяек по всему Союзу, — писала на завод Н. А. Пишванова из Донецка.
Стоила «Малютка» 38 рублей. Цену не повышали даже тогда, когда поняли, что спрос на нее огромен и покупать «Малютку» всё равно будут. Что касается зарплат, получали тогда даже молодые специалисты в среднем 120–130 рублей в месяц.
В 1978 году разработка конструкторского бюро Стальды Наварской получила «Знак качества». Такой же получил еще один «бестселлер» от УЗТМ — кухонный гарнитур «Кристалл».
Сначала их тоже собирали в поселке Красный, но потом поняли, что это невыгодно — слишком высоки затраты на транспорт и контейнеры, а при перевозке к тому же часто случался брак.
— Часть щитовых деталей изначально поставлялась Красноуфимском, при транспортировке они бились и ломались, страдало качество отделки. Тогда наладили производство деталей на самом заводе, создали участки механической обработки и отделки, перешли на покрытие полиэфирными эмалями. Другие свердловские предприятия тоже поучаствовали в выпуске «Кристаллов». Турбомоторный завод поставлял щетки-мойки со шлангом, а завод транспортного машиностроения — мебельную фурнитуру, — рассказывает сотрудник музея истории Екатеринбурга.
Тогда было создано единое специализированное производство на основе деревообрабатывающего цеха завода с единым технологическим потоком длиной почти в полкилометра. Оттуда в итоге и выходили кухонные гарнитуры, заранее подогнанные под маленькие кухни советских квартир.
Что из этого было у вас дома?
Снова увидеть «Малютку» и другие экземпляры из прошлого, созданные УЗТМ и другими заводами гигантами, можно на выставке, которая до ноября проработает в Музее истории Екатеринбурга.
А еще на «Уралмашзаводе» работала станочница, которая стала первой леди Китайской Республики. Ее уникальную историю мы рассказывали в этом материале.