В Екатеринбурге с торгов продали квартиру экс-директора «Ювелиров Урала» Светланы Язевой. Ее владельцем стала жительница Оренбурга. Об этом стало известно из сообщения, опубликованного Юлией Устимовой, финансовым управляющим Светланы Язевой, на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
Торги проходили в формате публичного предложения с постепенным снижением цены до того момента, пока на квартиру не найдется покупатель. Победитель предложил 9,5 млн рублей за 111-метровую квартиру в доме на Юмашева, 15.
Светлана Язева — бывший директор завода «Ювелиры Урала», дочь владельца корпорации «Ява» и экс-депутата Государственной думы нескольких созывов Валерия Язева. В отношении Язевой в феврале 2019 года по заявлению Сбербанка возбудили дело о банкротстве. Суд признал ее несостоятельной и ввел процедуру реализации имущества должника. Долги Язевой перед кредиторами (крупнейшие из них — Сбербанк и «УМ-Банк» в лице Агентства по страхованию вкладов) превышают 377 млн рублей.
О выставлении на торги квартиры Светланы Язевой ее финансовый управляющий Юлия Устимова объявила в феврале 2021 года. Но купить квартиру за начальную цену в 11,1 млн рублей желающих не нашлось. Затем Юлия Устимова выставила квартиру на повторные торги с начальной ценой уже в 10 млн рублей. Их итоги были подведены в мае: покупатель вновь не был найден. С 24 мая квартира была выставлена на торги в форме публичного предложения с понижением начальной цены (10 млн рублей) каждые пять дней. Максимально цена за квартиру могла снизиться к 9 августа 2021 года до 5 млн рублей, если бы до этой даты никто так и не захотел ее купить.
Интересно, что в 2017 году Светлана Язева подарила эту квартиру своей дочери Валерии. Однако финансовый управляющий Юлия Устимова попросила суд вернуть жилье бывшей владелице, настояв на том, что та могла специально передать имущество дочери, чтобы в дальнейшем избежать продажи недвижимости для расчета с кредиторами. Сбербанк как основной кредитор Язевой поддержал финуправляющего при оспаривании сделки.
По словам руководителя екатеринбургского офиса юридической фирмы «Арбитраж.ру» Артёма Комсюкова, закон о банкротстве позволяет оспорить сделки должника, в том числе и подозрительные, то есть совершенные с родственниками или аффилированными лицами безвозмездно с целью причинить вред правам кредиторов. При этом подобная цель сделки и знание второй стороны сделки об этой цели предполагается — действует презумпция, установленная статьей 61.2 закона о банкротстве.
— Данные нормы направлены на недопущение действия должника с противоправной целью — вывода активов из конкурсной массы, деньги от продажи которой должны распределяться между кредиторами. Тут подобная ситуация: безвозмездный вывод актива (квартиры) на близкого родственника, что в полной мере соответствует определению подозрительной сделки, — отметил Артём Комсюков.
Вырученные от продажи квартиры деньги должны пойти на удовлетворение включенных в реестр требований кредиторов Язевой. В августе прошлого года был продан с публичных торгов BMW Х6М 2015 года выпуска, принадлежавший Светлане Язевой. Начальная цена составляла 3,2 млн рублей. Но в итоге за него удалось получить лишь 2,529 млн рублей. Для сравнения, на Auto.ru за BMW X6 2015 года на тот момент продавцы просили от 2,6 млн до 3,8 млн рублей.
Без жилья Светлана Язева не останется — у нее есть доля в коттедже, расположенном в поселке Рассоха Свердловской области по соседству с особняком родителей. При этом финуправляющий Юлия Устинова уже выставила на торги принадлежащее Язевой кирпичное здание гаража площадью 78 кв. м, расположенное в том же поселке Рассоха. Начальная цена за лот — всего 958 тыс. рублей.
Сам избиравшийся депутатом Госдумы с 1997 по 2016 год Валерий Язев, его супруга Валентина Морозова и юридические лица, входящие в корпорацию «Ява», также находятся в процедурах банкротства. Например, в 2020 году с аукциона продали Mercedes экс-супруги Валерия Язева.