С 1 июля в России изменятся условия льготной ипотеки: ее продлили на год, но ставку сделали выше — 7% годовых. К тому же сократили до 3 миллионов рублей максимальную сумму кредита. По мнению Центробанка, новые правила охладят спрос среди россиян.
Как изменения отразятся на уральских заемщиках, мы спросили у президента Альфа-Банка Олега Сысуева, который прилетел в Екатеринбург на «Иннопром», где подписал соглашения с правительством Свердловской области, а также администрацией Екатеринбурга о поддержке предпринимательства, развитии жилищного строительства и ипотечного кредитования.
Публикуем интервью о будущем ипотеки, последствиях пандемии, внедрении биометрии, а также о конкуренции финансовых онлайн-услуг с современными офисами банков.
Чего ждать от льготной ипотеки
— Олег Николаевич, в России было много споров о том, продлевать ли льготную ипотеку. С одной стороны, жилищные кредиты стали доступнее, с другой — цены на недвижимость подскочили. Как вы считаете, стоило ли сохранять программу?
— Жилье в Российской Федерации до сих пор является серьезнейшей социальной проблемой, я думаю, что стимулирование строительства жилья со стороны государства будет правильным со всех точек зрения.
Мы заинтересованы, как банкиры, чтобы льготная ипотека продолжалась. Мы обеими руками выступаем за то, чтобы ее продлить. Мне кажется, государство имеет такие резервы, которые могут и должны помогать гражданам во время пандемии.
— Нужно ли корректировать условия выдачи льготных кредитов?
— Есть один момент, на который стоит обратить внимание: стимулировать строительство жилья нужно дискретно. Потому что, если мы будем стимулировать строительство жилья только в крупных городах, нам следует ожидать опустошения сельской местности. Безусловно, это будет триггером переезда людей, миграции в города.
— Как продление льготной ипотеки повлияет на рынок в долгосрочной перспективе?
— Я считаю, что, если не допускать того, что было, скажем, в Соединенных Штатах, а именно дальнейшей секьюритизации ипотечного рынка, то его можно будет контролировать. Если же допустить выпуск ипотечных бумаг в рыночный оборот, будут большие риски.
Как пандемия изменила банки
— Пандемия сильно ударила по Альфа-Банку?
— Пандемия, как ни странно, позволила заработать рекордную прибыль. Это связано с тем, что физические лица очень аккуратно выполняли все свои обязательства. Для нас это было большим сюрпризом. В кредитном бизнесе мы не поймали, как говорят банкиры, «крупных лосей». Скорее наоборот, мы реализовали такие сделки, которые позволили нам распустить резервы. К тому же пандемия принесла новое знание о том, какое количество наших сотрудников может эффективно работать удаленно.
— Насколько большая часть сотрудников осталась на удаленке?
— Значимая. Настолько, что мы будем сокращать офисы, особенно в Москве, потому что очень многие из них ушли на удаленку.
— А у клиентов видите стремление общаться дистанционно? Может быть, офисы уже и не нужны?
— Мы считаем, что живое общение для многих клиентов — это важный инструмент взаимодействия с финансовым институтом, который оперирует твоими деньгами, поэтому мы развиваем эти форматы.
— В Екатеринбурге вы как раз показали обновленный вариант офиса — phygital. Чем он удобнее для клиента?
— Это офисы, которые отличаются и внешне, и содержанием. Если перекрасить всё в красный цвет, поставить удобную, современную мебель, кофемашину — достаточно простое занятие, то вот наполнить новыми продуктами — это другое дело. Я очень надеюсь и рассчитываю, что именно содержание принесет результат. Phygital-офисы наполнены современными технологиями, когда они будут полностью загружены, мы увидим результат с точки зрения трафика и удовлетворенности клиентов.
— Какие запросы поступают от клиентов? Чего они требуют от современного банка?
— Удобство и скорость. Клиент не хочет заморачиваться. Ему надо дать очень простой, понятный сервис, который бы быстро приводил его к результату, который он хочет.
— Банки активно развивают технологии для удобства клиентов. Каких разработок ждать в ближайшее время?
— Я думаю, нас ждут серьезные перемены с точки зрения биометрии. Сейчас эту систему внедряет в том числе Центральный банк.
— Многие клиенты опасаются биометрии — считают, что их данные могут использовать без их ведома. Можно ли завоевать доверие в этой сфере?
— Многих пугает опасность проявления, так сказать, старшего брата. Но если мы предложим сервис на основе биометрии, который докажет свою ценность, полезность для клиента, тогда это будет другое дело, так как этот вопрос еще и маркетинговый.
Как растет экосистема банка
— Все чаще банки предлагают не только финансовые услуги, они превращаются в IT-компании и начинают продвигать совсем другие сервисы. Как себя в этом позиционирует Альфа-Банк?
— Мы пришли к выводу, что в экосистеме типа Сбербанка мы себя не видим. Мы считаем, что для банка, как для финансового института, принцип фундаментальных ценностей включает надежность и удобный финансовый центр, соответствие требованиям регулятора.
Мы будем искать удобные сервисы, выстраивать с ними партнерские отношения. Потому что, если пытаться просто интегрировать эти компании, большой банк поглотит эти системы: они будут неэффективны, они будут затратны, и они будут сбоить. Это проверено.
— Готовы брать в партнеры стартаперов?
— Мы не научились по-настоящему партнериться со стартапами в силу того, что у банка, как у большой финансовой организации, зарегулированной, работающей на зарегулированном рынке, совсем другая философия.
У банка цель — заработать прибыль здесь и сейчас, не подвергая риску капитал. У стартапа философия немного другая, надо рассчитывать на долгую перспективу, уметь быстро отказываться от неудачных или сомнительных и затратных шагов.
Мы очень стараемся. Для этого нужны другие люди, другие мозги. Кстати, они появляются: у нас огромное количество молодых людей, для которых, как ни странно для меня, человека советского, уровень денежной компенсации — не самое важное.
— А что важно сотрудникам, если не деньги?
— Первое — человеческое отношение. Мы стараемся быть успешными работодателями. С новой командой, с новым руководителем у нас значительные успехи с точки зрения рейтингов в этой части. Мы стали одними из лучших работодателей. У нас в банке не поощряется командно-административная система — работать только по вертикали. У нас поощряется работа по горизонтали: чтобы ты сам мог работать со своими партнерами.
Второе — это, безусловно, условия труда. Раньше мы на это обращали, честно, очень мало внимания. Сейчас в наших офисах появляются фитнес-клубы, возможности качественно питаться и гибкий график.
АО «Альфа-Банк»