— Вообще-то мы собирались купить квартиру. Но я убедил родных, что если вкладывать в депозит, то мы ничего с этого не поимеем.
Михаил Ивашкин стоит за прилавком крохотной кофейни, которая находится буквально под лестницей в торговом центре «Московский» на перекрестке одноименной улицы и проспекта Ленина. Он готовит лавандовый капучино и рассказывает, как кофейный бизнес помог его семье воссоединиться в Екатеринбурге после нескольких лет расставания. Рядом — его мама, которая иногда подменяет его у кофемашины.
Михаил уехал из Петропавловска — небольшого города на севере Казахстана, чтобы получить образование в УрФУ. Друзей в чужом городе у него не было. Больших денег, как и положено студенту, тоже не водилось. Чтобы восполнить дефицит первого и второго, Михаил решил открыть кофейню.
— Было несколько вариантов для стартапа. Кофейня — это люди, живое общение, которого мне очень не хватало. Конечно, родители переживали, но, когда настало время платить за франшизу, отец мне сказал, что верит в меня и не сомневается в успехе. Кстати, он сейчас покупает бананы для напитка и скоро придет, — рассказывает Михаил.
Это было в начале 2019 года. Франшизный проект обошелся в 200 тысяч рублей. Многое пришлось докупать, так как управляющая компания не выполняла условия договора. Кроме того, мешали работе перебои в поставках стаканчиков под кофе, а закупать их «на стороне» не позволяли условия. Хорошо, что помогал партнер — профессиональный бариста.
— Я работал каждый день в течение четырех месяцев с 08:30 до 22:00. Это очень изматывало. Раньше здесь работала кофейня, где делали очень плохой кофе, и репутация места была испорчена. Мне пришлось заново убеждать людей, что у нас очень вкусный напиток. Я выходил прямо на улицу и приглашал гостей попробовать. Многие соглашались, но говорили: «Закроетесь через 3 месяца, как та кофейня». Но прошло два с половиной года, а мы еще работаем, — рассказывает Михаил.
Он старался привить людям вкус к кофе, а спустя четыре месяца работы по франшизе решил расторгнуть договор. С партнером тогда тоже разошлись, и Михаил стал работать в одиночку.
— Когда франшиза прекратилась, я долгое время работал под белой вывеской и даже не мог делать рекламу. Выручка упала очень сильно, и, конечно, понадобились новые вложения. В общей сложности на запуск кофейни вместе с неудачным опытом работы по франшизе ушло более полумиллиона рублей, не считая убытки от перехода на свой проект, — подсчитывает Михаил.
В общем, начинающему бариста приходилось непросто. Из-за постоянной занятости в кофейне он начал скатываться по учебе, совмещать магистратуру и бизнес было всё тяжелее.
— Первый год был кошмарным. Я мог в день заработать всего 300 рублей. Были мысли закрыть всё и бросить. Спасибо родителям, которые отговорили меня от этого, — вспоминает Михаил.
Сейчас ситуация налаживается. Выручка выросла до 150 тысяч рублей в месяц. Этих средств хватает на развитие: оплату бариста, ведение инстаграма, пополнение запасов кофе, оплату аренды и расходных материалов. В постоянном и сезонном меню не только кофе, но коктейли, выпечка и вода. Вафельные трубочки и малиновое варенье для коктейлей и лимонада — домашнего производства. Чистая прибыль заведения составляет 50 тысяч рублей.
Но это сейчас, а в трудные времена на выручку пришла мама, учитель русского языка и литературы Ольга Юрьевна Ивашкина. Она оставила в Петропавловске мужа и дочь-пятиклассницу, чтобы помочь старшему сыну. До конца 2019 года оставалось несколько месяцев, и 99% жителей Земли еще не знали слова «коронавирус», а границы были открыты.
— Я приехала в октябре, потому что Мише было тяжело одному. До переезда кофе почти не пила, а кофемашины боялась, не умела питчер держать — он же нагревается от молока. Но Миша всё мне показал и в один прекрасный день оставил меня здесь одну.
«Я испугалась, хотела закрыть двери, но пришли гости, мужчина с женщиной, сделали заказ»
Им всё понравилось, и это меня вдохновило. Когда слышишь слова одобрения, хочется работать дальше, — подключается к беседе Ольга Юрьевна.
Предки Ольги Юрьевны — из Екатеринбурга, она сама много лет мечтала сюда приехать. Мечта сбылась, а вместе с ней родилась и концепция кофейни — «Горы», в честь Урала.
— Уральские горы очень древние, в своей работе мы хотим рассказывать о них и о людях, которые здесь живут. В нашем Instagram вы найдете много информации про Урал. Мы работаем с посылом о том, что надо приезжать к нам и знакомиться с Уральскими горами, с местной культурой.
«Еще один смысл названия — подъем на вершину, преодоление себя и своих слабостей. А третий смысл — про кофе»
Он растет высоко в горах. Чем выше, тем качественнее зерна. А мы подбираем зерна лучшего качества, от местного обжарщика Royal Roasters. У нас есть кофе из Бурунди, Никарагуа, Эфиопии с разными вкусами и разной плотностью, — рассказывает Михаил.
С кадровым усилением дело начало налаживаться, но случилась пандемия, и проект снова оказался под угрозой. На время карантина пришлось закрыться. Хорошо еще, что владелец не стал брать плату за первый месяц карантина. Было тяжело, выручка упала до 27 000 в месяц. Спасало только то, что у бизнеса низкие издержки. Еще хуже было то, что границы закрыли и Ольга Юрьевна больше не могла ездить к родным в Казахстан. Коронавирус разделил семью на две части.
— Стало понятно, что надо решать, как жить дальше. И мы решились, — рассказывает отец Михаила, Владимир Михайлович, который как раз пришел с бананами для коктейля. Сейчас именно он большую часть времени работает с гостями, а в декабре 2020 года в сильный мороз пересекал границу, через которую тогда нельзя было перелететь на самолете и даже на поезде.
— До границы надо было идти пешком два с половиной километра по степи. Это зона отчуждения, туда не ходят поезда. Мы с дочкой собирались идти пешком, а это очень тяжело. Хорошо, что нас согласились подвезти на автобусе, — рассказывает Владимир Михайлович.
В Петропавловске он был художественным руководителем казачьего ансамбля «Звонница», а сейчас осваивает ремесло бариста. Параллельно пришлось хлопотать о российском паспорте — в 90-е Ивашкины выбрали российское гражданство, но документы оформляют только сейчас. Владимир Михайлович мечтает создать свой художественный коллектив и в Екатеринбурге, но пока занят помощью в кофейне.
— Поначалу не всё получалось, но человек всегда учится чему-то новому. Главное — не бояться. Сейчас стою, спокойно варю кофе. Это, конечно, искусство, философия, и этому надо долго учиться. В перспективе у меня, конечно, есть желание заняться созданием ансамбля песни и пляски в Уральском регионе, и я уже выходил с таким предложением на представителей казачества, но это большая работа, которая впереди, — говорит Владимир Михайлович.
Пережившая две волны коронавируса кофейня нашла своих клиентов. У Ивашкиных появились постоянные посетители. Создать «базу» помогли… школьники.
— В самом начале кофейню заметили школьники второй гимназии. Я организовал раздачу рекламных листовок с приглашениями. И вот по этим приглашениям ко мне пришли старшеклассники. Они пили кофе, делали здесь уроки, рассказывали о нас друзьям. Дети сделали выручку больше, чем целая рекламная кампания, — рассказывает Михаил.
В кофейню ходят сотрудники из районной администрации и из прокуратуры, которая находится по соседству. Гости помогли с интерьерами — приносили вещи, книги. Один из них даже сделал стеллаж для литературы, другой принес гитару. Сегодня соцсетями кофейни занимается СММ-специалист — единственная сотрудница «Гор», у которой фамилия не Ивашкина. Хотя кофейня не приносит сверхприбыли, Михаил мечтает о втором заведении под брендом «Горы».
— Хочется сделать кофейню, в которой не только покупают кофе. Там могут проходить семинары о культуре Урала, встречи с людьми, которые много и интересно могут рассказывать про наш край. Много кофеен, которые делают качественный кофе, но мало мест, в которые при этом заложена система ценностей. Я хочу создать, если хотите, антикофейню — заведение, в которое будут приходить не ради кофе, а ради уральской культуры, — поделился планами Михаил.
В рубрике «Маленький, но гордый бизнес» мы рассказываем о предпринимателях с историей. Дело, которое начал Михаил Ивашкин, помогло его семье объединиться. А вот рассказ про семью, которая придумала сдавать в аренду куриц-несушек вместе с курятником. Также вы можете почитать про пару, которая зарабатывает на ностальгии по СССР и выпускает настольные игры, в которые играли в Стране Советов. Еще один пример семейного бизнеса уральцев — мастерская, где делают когтеточки для котов.