В Екатеринбурге заработал новый сервис экспресс-доставки продуктов и готовой еды — «Яндекс.Лавка». Онлайн-супермаркетом с 8 июня могут воспользоваться жители центральной части города, примыкающих к ней спальных районов, а также Уралмаша и Эльмаша. Курьеры будут возить заказы с мини-складов — дарксторов.
— В Екатеринбурге высокая плотность населения, высокая платежеспособность. У нас здесь уже есть сервисы, мы понимаем, что у пользователей есть спрос на цифровые услуги, которые мы предлагаем, — объяснили выбор города для запуска в «Яндекс.Лавке».
Формат уже обкатан в Екатеринбурге. Активный рост он показал во время пандемии в 2020 году, когда покупатели стали чаще отказываться от офлайн-покупок. Тогда в городе в полную силу заработали доставки из «Ленты», «Ашана», «Перекрестка», «Пятерочки» и других продуктовых сетей.
В 2021 году на Урале заработал московский сервис экспресс-доставки «Самокат» (входит в экосистему «Сбера»), он составил конкуренцию «СберМаркету», а также местной сети «Жизньмарт». Впрочем, на рынке e-groсery уверены, что заказов в столице региона хватит на всех.
— В Екатеринбурге во втором полугодии 2020 года количество заказов выросло более чем в два раза по сравнению с первой половиной года, — сообщили E1.RU в «СберМаркете». — Мы приветствуем запуск новых сервисов, коллег по рынку, потому что это помогает нам совместно развивать новую сферу — доставку продуктов. Главным конкурентом для нас является (и будет еще долгое время) привычка людей ходить в магазины.
В «Самокате» также считают, что рынок Екатеринбурга готов принять больше двух игроков.
— Мы приветствуем начинания всех игроков на рынке e-grocery, ведь все вместе мы создаем новую индустрию. Чем больше мы будем об этом говорить и чем больше появится удобных сервисов для людей, тем быстрее они перейдут в онлайн и примут новую модель решения своих рутинных операций вроде ежедневных покупок продуктов питания, — сообщил E1.RU директор по маркетингу онлайн-ретейлера «Самокат» Игорь Рожков.
Как устроен магазин-склад
На старте «Яндекс.Лавка» охватила около 50% Екатеринбурга. В городе открылось 13 дарксторов, площадь каждого — 100–150 квадратных метров. E1.RU удалось попасть в один из них — в районе Южного автовокзала. Рассказываем, как устроен склад.
С первого взгляда даркстор похож на обычный супермаркет — на стеллажах вплотную расставлены товары. Ассортимент почти стандартный: хлеб, молоко, яйца, газировка и сладости. Разве что больший акцент сделан на готовую продукцию: салаты, супы, вторые блюда.
— Сегмент готовой продукции постоянно растет. В «Лавках» практически в каждом втором заказе пользователи добавляют в корзину готовую еду. Здесь мы тоже постарались организовать такой ассортимент, — рассказали E1.RU в «Яндекс.Лавке».
Около 80% молочной и мясной продукции здесь местного производства. В сервисе отмечают, что покупатели чаще выбирают привычные марки, поэтому они представлены в ассортименте.
На полках даркстора не встретишь ценников (товары, которые собирают в заказ, уже оплачены покупателем), вместо них здесь буквы и цифры — это координаты продуктов, они помогают ориентироваться.
Навигация на складе сделана по принципам, обратным тем, что в супермаркетах. Если обычно задача маркетологов — как можно дольше держать покупателя в магазине, чтобы он успел выбрать незапланированные товары, то здесь сборщикам нужно как можно быстрее собрать заказ. А потому товары выставляют в таком порядке, чтобы этот процесс занял минимальное время.
Сколько занимает доставка
Скорость сервисам доставки обеспечивают технологии. Как только покупатель оформил заказ, в даркстор поступает сигнал, там приступают к сборке. Приложение выстраивает маршрут для сотрудника к нужным полкам, каждый товар сканируют и отправляют в корзину. На все уходит около 2,5 минуты.
Далее пакет с продуктами передают курьеру. Он на велосипеде доставляет заказ на точку в радиусе 2–3 километров (транспорт здесь выдают). Это занимает 10–12 минут. В среднем от оплаты заказа до звонка в дверь, судя по планам сервиса, должно проходить не более 15 минут.
Курьер в сервисах экспресс-доставки всегда заинтересован в том, чтобы довезти продукты как можно быстрее. В сервисах «Яндекса» его заработок зависит от того, сколько заказов в день он выполнит.
— Доход курьеров зависит от количества заказов, количества часов, плюс есть доплаты за километраж, за тяжелые заказы, плюс чаевые, — объяснили в сервисе.
Доставка по Екатеринбургу в «Яндекс.Лавке» будет бесплатной, как и у «Самоката». Правда, новый сервис установил ограничение на минимальный заказ — 100 рублей. Примерно столько стоит стакан кофе, который здесь собираются доставлять вместе с продуктами. У «Жизньмарта» минимальный чек для бесплатной доставки составляет 400 рублей, у «Самоката» — 100 рублей.
Заказывая продукты онлайн, можно уберечь себя от манипуляций маркетологов. Прочитайте, какие уловки чаще всего используют в магазинах.
Мы писали, что рестораны Екатеринбурга за прошедший год также переориентировались на доставку еды. Заведений, где можно заказать блюда на дом, за год стало почти в два раза больше.