Недалеко от ЕКАД на Московском тракте стоит обелиск «Европа — Азия». Он напоминает уменьшенную в десятки раз копию Эйфелевой башни. В начале двухтысячных администрация Аркадия Чернецкого начала раскручивать бренд Екатеринбурга как города на границе двух частей света.
С помощью ученых установили, что граница проходит через 17-й километр Московского тракта. В 2004 году там поставили временный памятник. Затем его собирались заменить грандиозной конструкцией высотой в 134 метра, которая аркой встала бы над дорогой. Вокруг обелиска должны были появиться гостиницы, рестораны и развлечения для тысяч горожан и туристов. Но с тех пор власти ни на шаг не приблизились к этой цели.
Корреспондент E1.RU съездил на границу двух частей света, чтобы посмотреть, есть ли жизнь возле памятника, и убедился, что ее поддерживают только свадьбы да редкие путешественники.
На деревянной ограде возле обелиска «Европа — Азия» привязаны разноцветные атласные ленты. Таким нехитрым способом на границе двух частей света за 17 лет отметились тысячи людей, превратив изгородь в пеструю стену. Когда-то здесь каждый день было многолюдно, а сейчас — почти никого.
Мне навстречу идет группа из пяти туристов, которые приехали на обелиск с частной экскурсией. Они уже закончили осмотр и собирались ехать дальше — в Ганину Яму.
— Мы из Нижнего Новгорода. Зимой приезжали в Екатеринбург в командировку, и нам так понравилось, что решили вернуться летом, тем более что есть прямой рейс, это очень удобно. Мы здесь второй день. Сегодня вечером улетаем дальше, в Новосибирск. Вчера гуляли по городу, поднимались на «Высоцкий», а сегодня решились на загородную экскурсию, — рассказала одна из туристок.
Ее спутник отметил, что в Екатеринбурге отдыхать хорошо, но дорого.
— Сравнивая с поездками по Европе, могу сказать, что здесь недешево, на уровне Питера или Москвы, — сказал он.
Туристы уехали, попросив не публиковать их фотографии, а я заглянул в павильон, из которого незадолго до этого вышли нижегородцы. За выцветшим фасадом, который охраняют символы двух культур — галльский петух и китайский красный дракон, скрывается лавка с сувенирами и помещение под кафе. Единственный сотрудник — местный старожил Александр Кардашин. По его словам, торговые площади в аренду предпринимателям сдает МКУ «Столица Урала».
— Кафе не работает с января. Невыгодно, электричество отрубают, его, бывает, нет по десять дней — авария на линии. А еще плановые отключения по понедельникам, вторникам и средам, — объясняет Александр.
На вопрос, много ли покупают сувениров, он отвечает с грустью:
— Зимой было плохо: если трактор снежным валом парковку засыпал, к нам вообще нельзя было подъехать. Сейчас снег растаял, так люди вроде поехали. Но было до пандемии, когда эшелон шел Брюссель — Харбин, привозили и по двадцать автобусов в день. Я до чемпионата мира здесь девять лет отработал, монеты чеканил.
«Прекрасное время, как паровоз едет: деньги со всех карманов сыпались, два раза в месяц»
А сейчас вот буквально пять человек зашли, повосторгались, девчата купили немного. Очень маленькая проходимость стала, — говорит Кардашин.
Я прощаюсь с Александром и поднимаюсь к обелиску. Он кажется совсем небольшим в сравнении с основанием, на котором установлен. Сам монумент в порядке, а вот территория за ним явно нуждается в обновлении. Ступени, которые ведут к экологичному городку из дерева, раскрошились, а доски давно почернели и потрескались.
Городок «заточен» под молодоженов и их ритуалы: место для фотографий с лебедями, железное дерево увешано замками, стоят лавочки, вот только в свадебном платье на них лучше не садиться. Сразу за периметром площадки начинается лес, который, похоже, часто путают с общественным туалетом. Кстати, настоящий туалет здесь тоже есть — с выгребной ямой, потому что централизованную канализацию сюда так и не протянули. Его содержат в чистоте, но от запаха никуда не деться.
Уходя, снова обращаю внимание на лавку с сувенирами. На фасаде растянут выцветший баннер с напечатанными эскизами будущего туристического центра «Европа — Азия». Вокруг гигантской стелы, которая стоит прямо над Московским трактом, планировали построить большой туристический комплекс «Екатеринбург — Европа — Азия» с кемпингами, садом камней, парком евроазиатских достопримечательностей и архитектуры. Ничего из этого здесь так и не появилось.
Что будет с «Европой — Азией»?
Звездным часом и одновременно апофеозом упущенных возможностей для комплекса «Екатеринбург — Европа — Азия» стал чемпионат мира по футболу. В 2018 году к обелиску буквально выстраивались очереди. При этом ничего из задуманного в проекте сделано не было. 2019 год тоже стал успешным: в управляющей компании комплекса называют цифру в 160 тысяч посетителей. А потом случилась пандемия, и поток туристов закончился.
Комплекс «Екатеринбург — Европа — Азия» включают в планы развития туризма как городские, так и областные власти. Согласно региональной «Стратегии внутреннего и въездного туризма» до 2035 года, проект на Московском тракте вместе с проектом «Большая Сысерть» составят туристско-рекреационный кластер Екатеринбургской агломерации. Но если в Сысерти в последние годы дело сдвинулось с мертвой точки, то «Европа — Азия» по-прежнему на зачаточном уровне. В финансовых планах стратегии расходы на развитие кластера не прописаны.
В городской программе развития туризма «Екатеринбург — столичный город» до 2025 года конкретики больше. На содержание комплекса «Екатеринбург — Европа — Азия» предусмотрено финансирование в 1 миллион 814 тысяч рублей ежегодно. На подготовку проектно-сметной документации рассчитывали выделять по 100 тысяч рублей из областного бюджета и 24 миллиона 900 тысяч из внебюджетных источников. При этом проект не входит в число мероприятий по подготовке к трехсотлетию Екатеринбурга.
Кстати, в прошлом десятилетии несколько раз менялись ответственные за развитие туризма подразделения городской администрации. Сначала за привлечение туристов в Екатеринбург отвечало управление по физкультуре, спорту и туризму. Потом туризм «передали» департаменту внешних связей, а сейчас им занимается отдел туризма в департаменте общественных связей. У семи нянек дитя без глаза?
Все представители власти и участники туристической сферы говорят, что один из главных стопоров для программы — земельный вопрос.
— Проект живой, через каждые два года мы проходили актуализацию. В двухтысячных прошли предпроектные и проектные работы, просчитали источники ресурсов и коммуникации для всех объектов. Сегодня город поддерживает проект, но уже не в таком объеме, — признается генеральный директор управляющей компании «Екатеринбург-Европа-Азия» Вадим Колегов.
По его словам, идет работа по оформлению земли. Как только это будет сделано, можно будет реализовать всё запланированное.
— В первую очередь, необходимо поставить стелу. Сейчас здесь только копия, а должна быть 134-метровая стела над двумя дорогами, она занимает более 5 тысяч квадратных метров полезной площади, — говорит Колегов.
В мэрии говорят, что проект остается в планах развития туристической инфраструктуры.
— Участники координационных общественных советов по туризму несколько лет назад предлагали провести ремонт или реконструкцию инфраструктурных объектов у стелы «Европа — Азия», однако в силу объективных причин (различный статус земельных участков, нехватка финансирования и т.д.) работы сделаны не были. Сейчас муниципалитет вновь возвращается к этому вопросу. Все предложения представителей туристической отрасли будут рассматриваться и учитываться при подготовке проекта развития этой территории, — рассказали в пресс-службе городской администрации.
Помощник бывшего мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого Константин Пудов говорит, что еще не поздно включить центр в программу подготовки к Универсиаде и трехсотлетию Екатеринбурга. По его словам, необходимо решить вопрос с землей и инвестициями.
— Надеюсь, новое руководство города и власти региона при подготовке к Универсиаде и трехсотлетию Екатеринбурга смогут рассмотреть в этом проекте то же самое, что видел в нем Аркадий Михайлович Чернецкий, — туристическую привлекательность, важную составляющую бренда Екатеринбурга. А действующему объекту нужна как минимум реконструкция прилегающей территории, он достоин того, чтобы о нем заботились, ведь это западные ворота Екатеринбурга, здесь одна из лучших панорам при въезде в столицу Урала, — сказал Константин Пудов.
Старый проект уже не актуален, но у концепции большой потенциал, считает президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. Он обращался к бывшему мэру Александру Высокинскому с концепцией поэтапного развития территории.
— У трассы надо организовать хороший общепит, привести в порядок санузлы. Затем вернуться к статусу земель и осуществлять комплексное развитие. Это расточительно — иметь такой ресурс и не развивать его. Все юридические и технические вопросы выглядят решаемыми. Дело только за политической волей, — говорит Мальцев.
По словам эксперта, частным инвесторам этот проект точно будет интересен. Место находится на идеальном удалении: оно в черте города, но позволяет строить объекты в формате загородных развлечений.
Директор екатеринбургского центра гидов Константин Брыляков считает, что город может зарабатывать хорошие деньги на этом объекте:
— Комплекс не будет развиваться, пока у администрации Екатеринбурга не появится политическая воля решить вопрос об использовании землеотвода. Очевидно, что после этого можно будет привлекать частных инвесторов с серьезными деньгами. Там нужны нормальные санитарные условия, должна появиться достойная архитектура. Тогда город сможет на этом неплохо зарабатывать. До коронавируса, с мая по конец сентября, мы привозили сюда групповые экскурсии почти каждый день, иногда там просто скапливались очереди, в том числе из иностранных туристов. Предложить востребованные развлечения для разных категорий будет несложно, — уверен Константин Брыляков.
Оптимизм участников рынка радует, но в областном правительстве по поводу стелы E1.RU смогли сообщить только одно: проект включен в стратегию долгосрочного развития до 2035 года. А город сегодня без поддержки региональных властей не берется за серьезные проекты.
В Свердловской области много говорили про развитие горнолыжного курорта на горе Белой. Мы писали про этот знаковый проект, в работе над которым антикоррупционная комиссия нашла множество нарушений. За 10 лет в Свердловской области сделали Верхотурье духовной столицей Урала, туда приезжают десятки тысяч паломников в год. В 2016 году глава Центра развития туризма Эльмира Туканова рассказывала, как она собирается привлекать путешественников на Урал. Сейчас она перебралась в Башкирию.