IT-компания из Екатеринбурга «СКБ Контур» в 2020 году смогла увеличить прибыль почти в три раза, несмотря на пандемию и локдаун. В том же году она завершила строительство крупного объекта — 10-этажного офисного здания на Широкой речке, которое торжественно открыли этой весной. А вскоре на участке с прудом и теннисными кортами построят целый IT-городок.
Кто заплатит за масштабную стройку, E1.RU спросил у генерального директора «СКБ Контур» Евгения Филатова. Публикуем большое интервью об инвестициях в собственный офис, негативных последствиях удаленки и охоте на программистов.
Расширение офиса
— В 2021 году вы открыли вторую очередь нового офиса на Широкой речке. Что будете строить дальше?
— Впереди более масштабный проект — «Контур-Парк», есть дорожная карта до 2030 года. Сейчас — стадия проектирования. Территория под реализацию проекта — 17 гектаров. Первоначально архитектурную концепцию разработало московское бюро «Т+Т», но потом мы ее переосмыслили.
Раньше здания были расположены по периметру, а зеленое пространство — в середине. Начали глубже прорабатывать концепцию и поняли, что надо делать по-другому: здания надо «вписывать» в зеленые зоны.
— Кто сейчас работает над проектом?
— После тщательной проработки концепции с помощью экспертов высшей школы экономики запустили второй раунд выбора проектировщика, но уже не ограничивались только российскими компаниями. В конкурсе участвовали претенденты из Японии, Германии, Италии и других стран. Победило проектное бюро из Германии Obermeyer — с ним мы и заключили контракт.
— Что появится в «Контур-Парке»?
— В «Контур-Парке» будут офисы, образовательный центр, спортивная зона, ну и сам парк. В спортивной зоне хотим построить скалодром международного уровня. Среди основателей «СКБ Контур» есть альпинисты и скалолазы, и эти виды спорта поддерживаются компанией. Скалодром поддержит скалолазание и альпинизм на Урале, в том числе детский и юношеский, там можно будет и тренироваться, и проводить соревнования любого уровня.
Образовательный центр станет базой для реализации проекта АКСИТ — Акселератора IT-компетенций. Этот проект будем реализовывать в партнерстве с УрФУ и Правительством Свердловской области. Суть — в подготовке и переподготовке кадров с продвинутыми IT-компетенциями, хотим выйти на масштаб 5000 человек в год.
— Инвестиции тоже совместные? Сколько денег нужно?
— Миллиарды рублей, точную сумму не могу назвать. Договоренностей с властями о внешних инвестициях нет, и пока мы рассчитываем, что строить будем, опираясь только на собственные силы. Если получится привлечь внешние деньги — реализовать проект будет быстрее и проще.
Зачем вкладывать деньги в бетон?
— С момента, когда вы начали проектировать «Контур-Парк», экономическая ситуация в стране серьезно изменилась. Насколько дороже он стал?
— Не критично. Мы рассчитываем, что получится построить «Контур-Парк» без существенных займов. Пока мы строили офисные здания, цены тоже сильно менялись, но мы не сильно выбились из бюджета. Применяли механизмы бюджетного контроля, тендерных процедур. «Контур-Парк» — проект совсем другого масштаба, в нём будем применять более системные подходы и учитывать шишки, полученные при строительстве офисов.
— Почему компания решила вкладывать деньги в кирпичи и бетон, если можно было потратить их на новые проекты?
— Внутри компании есть дискуссия по этому поводу. Часть считает, что лучше все деньги вкладывать в производство, в разработку программных продуктов, а не в стройку. Я отношусь к тем, кто считает, что вложения в офисную инфраструктуру будут существенно помогать производству.
— Построенный офис вывел на другой уровень производственную среду. Разработчики здесь чувствуют себя комфортно и не только работают, но и занимаются спортом, совместно отдыхают.
«В нашем офисе часто бывают гости, и некоторые задают вопрос: "А кто здесь работает, если там в теннис играют, а здесь в кафе сидят?"»
Работа, конечно, первична. Но я сам был когда-то разработчиком и понимаю, насколько это помогает запустить нужные процессы в голове. Нужно на что-то отвлечься, и у тебя созреет готовое решение, разработка — это же в чём-то творчество.
— Инфраструктуру Широкой речки в ходе строительства как-то будете развивать?
— Мы уже развиваем. В новом здании мы построили бассейн и фитнес-зал, их взял в аренду известный фитнес-клуб Bright Fit. В «Контур-Парке» мы тоже планируем спортивные объекты. Торговые и развлекательные центры не собираемся строить.
— Сейчас к офису ведет узкая и разбитая дорога на улице Суходольской. Вы общаетесь с властями по поводу ее реконструкции?
— Существенное улучшение транспортной инфраструктуры в районе Широкой речки есть в генплане, его все желающие могут посмотреть на официальном портале Екатеринбурга. Я не знаю, когда эти планы воплотятся в жизнь, но какое-то давление на власть мы не оказываем: думаю, в администрации лучше нас знают, когда и где строить транспортные развязки.
— У многих крупных компаний Екатеринбурге есть свои люди в Законодательном собрании, гордуме. Вы стремитесь тоже попасть в политику?
— Мы стараемся быть равноудаленными от политических позиций и партий. Политика — совершенно отдельная от бизнеса история.
— А для сотрудников есть запреты на участие в политике?
— Обсуждать во внутренней соцсети вопросы политики, религии не принято — это будет мешать работе. Запретить участие в политике кому-то незаконно и невозможно. На данный момент среди сотрудников я не знаю никого, кто был бы активно вовлечен в политическую жизнь. Но если человек захочет, например, попасть в гордуму, мы не станем ему мешать.
Как пандемия изменила работу
— Прибыль «СКБ Контур» в прошлом году составила больше 2,2 миллиарда рублей. Это почти в три раза выше 2019 года. За счет чего?
— Для этого было несколько причин: во-первых, весной, когда началась пандемия и будущее было очень непонятным, мы постарались ужать расходы. Мы никого не увольняли, но ограничили набор сотрудников, пока ситуация не прояснилась. Во-вторых, такие статьи расходов, как командировки, корпоративные мероприятия сократились сами собой. В-третьих, мы системно и не первый год работаем над эффективностью, это тоже внесло вклад в экономию.
Факт повышенной прибыли не сильно вдохновляет, в чём-то это упущенные возможности. Могли бы более активно вложиться в нашу оперативную и инвестиционную деятельность. Акционеры нацелены на развитие компании, на то, чтобы она росла, чтобы расширялось производство, чтобы клиентов становилось больше, а не на повышение размера прибыли.
— Какие продукты компании «выстрелили» во время пандемии?
— Основной «бенефициар» — электронный оборот b2b, между компаниями. Мы давно уже эту тему развиваем, но рынок поднимался медленно. Когда компании только начинают внедрять электронный документооборот, расходов у них больше: нужно поддерживать и электронный документооборот, и бумажный, поэтому мотивация для перехода не такая высокая.
Толчок к развитию, конечно, дала не только пандемия, но и другие, не форс-мажорные факторы. И рынок созрел, и новое правительство Михаила Мишустина активно драйвит электронные сервисы. На этом рынке можно еще работать и работать. Сейчас только около 10% документов между компаниями ходят в электронном виде. Чтобы трафика было 70–80%, потребуется еще года три-четыре.
— Какая у «СКБ Контур» доля на рынке электронного документооборота?
— По основным нашим продуктам мы занимаем порядка 30–50% рынка, по услугам Удостоверяющего центра (электронные подписи) — больше 20%. Существенная доля рынка у «Контур.Фокуса» (сервиса проверки контрагентов), в «Контур.Эльбе» тоже хорошая доля.
Мы привыкли работать на конкурентном рынке. Не на исполнении госконтрактов, не на заказной разработке, а на широком масштабном рынке с добросовестной конкуренцией. Мы считаем, что такая среда лучше всего служит развитию сервисов, и, как следствие, экономики. Не хотим доминировать сами и не хотим, чтобы доминировал кто-то другой.
Последствия удаленки: сотрудников стало проще переманивать
— Как удаленка повлияла на эффективность сотрудников?
— Если брать самое начало пандемии, то эффективность местами просела, например у продавцов, потому что продавать по телефону из дома, когда на заднем фоне лают собаки и веселятся дети, неудобно. А у некоторых команд эффективность даже выросла: не надо терять время на поездки в офис, но это для тех, кто смог дома себе обеспечить комфортную среду, когда никто и ничто не мешает работе. В целом эффективность просела несущественно, я думал, что будет хуже.
— Какая главная проблема при такой работе была?
— Психологическая, технические проблемы решили быстро. Людям во время первого локдауна было сложно сидеть в квартирах без возможности свободно передвигаться. Конечно, это угнетало. Поэтому мы, как работодатели, работали над этой проблемой в первую очередь, регулярно проводили пульс-опросы, перевели корпоративные мероприятия в онлайн, делали всё, чтобы сотрудники не чувствовали себя оторванными от работы, от жизни.
— Какой процент сотрудников после пандемии не вернулся в офисы?
— Около 30–40% с продолжают работать в гибридном режиме — то есть приезжают в офисы, только когда в этом есть необходимость. Все-таки живое общение сильно помогает, укорачивает коммуникацию. Прежде, еще до пандемии, на удаленке было меньше 10% сотрудников.
— Какие негативные эффекты оставила пандемия?
— Сотрудников стало проще переманивать. Московские конкуренты на рынке труда сразу сориентировались: практика удаленного найма сильно повлияла на ситуацию с кадрами. Чтобы удержать людей, создаем условия: стараемся давать интересные задачи, конкурентную зарплату, комфортную среду для самореализации.
Сезон охоты на программистов
— Конкуренты постоянно предлагают зарплату выше. Как выкручиваетесь — каждый месяц повышаете оклады?
— Мы повышаем, но не всегда успеваем. Рынок разработчиков очень динамичный, зарплата там — надутый пузырь, который однажды громко лопнет, если так будет продолжаться. Такие пузыри были раньше. Если вспомнить 90-е, это юристы и бухгалтеры, дальше сисадмины, сейчас разработчики. Все эти дисбалансы естественным образом компенсируются, я не верю, что это навсегда.
— Сейчас в рейтингах по уровню зарплат мы не очень высоко, но мы уже в этом году это исправим. Сегодня нужно ориентироваться на московский рынок, для нас целевая картина — московские зарплаты не ниже рынка среди компаний, которые занимаются разработкой софта.
— Каких специалистов чаще всего переманивают?
— Подготовленных профессионалов. Сейчас самая большая проблема с крутыми разработчиками уровня Senior и Middle. Им дают любые деньги. Нарастает и другой тренд: можно хорошо зарабатывать на стримах, в TikTok и на других цифровых активностях — не обязательно устраиваться к какому-нибудь работодателю.
— Дефицит сотрудников есть?
— Есть, но не критичный. К нам тоже приходят разработчики из других компаний. Ищут их специально обученные бойцы — рекрутеры. Сейчас идет настоящая война за умы. Мы решаем проблему нехватки кадров в том числе в сотрудничестве с УрФУ. Мы открыли свое направление — ФИИТ, на нём учат крутых разработчиков. Пока рано говорить о масштабных результатах этого проекта: обучение идет второй год, но есть уверенность, что будет большая польза и для нашей компании, и для других IT-компаний.
Выход на международный рынок
— У вас стало больше конкурентов?
— Конкурентная среда за последние годы сильно поменялась. К нашим традиционным конкурентам добавились банки, телеком и не только. Они фактически тоже стали IT-компаниями. Это серьезные игроки с большим административным и финансовым ресурсом. Мы воспринимаем их всерьез, но не боимся, у нас есть чем им ответить.
— Есть планы выйти на IPO?
— Мы рассматриваем возможность выхода, видим как очень вероятную перспективу. У нас нет точного, конкретного плана выхода, но некоторые мероприятия мы делаем заранее, чтобы быть готовыми к выходу: общаемся с консультантами, которые разбираются в этой теме, формируем отчетность в международном формате МСФО.
— Какие продукты будете выводить на международный рынок?
— У нас есть целое направление, сотрудники которого ищут возможность вывести на зарубежные рынки как существующие, так и специально под них созданные продукты. Говорить о серьезных успехах пока рано. Проектов много, но выстреливших нет. Так, недавно закрыли проект электронного документооборота в Узбекистане, рынок не очень большой, а вкладываться в особенности этого рынка нужно много.
— Какие страны хотите покорить? СНГ, Азия, Европа?
— Скорее, не СНГ. Есть варианты: выбрать объемный рынок, как, например, Евросоюз, Китай или США. Или найти решение, которое не имеет границ, а востребовано в мировом цифровом пространстве. Пробуем и то, и то.
Выручка «СКБ Контур» в 2020 году составила 18,1 миллиарда рублей. По итогам года компания вошла в 30 самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes. Штат сотрудников на 2021 год составляет более 8 тысяч человек.
В рамках «Контур-Парка» на Широкой речке построят образовательный центр — Акселлератор ИТ-компетенций (АКСИТ). Его возведут в границах улиц Малопрудной и Светлореченской к 2025 году. Здесь будут учить будущих IT-специалистов. Проект реализуется совместно с УрФУ.
Посмотрите фоторепортаж с открытия второй очереди офиса компании. А также как открывали первое здание штаб-квартиры в 2016 году.