Сегодня любой бизнесмен понимает, что без IT-решений его бизнес далеко не уедет. И чем крупнее компания, тем больше инноваций требуется. Однако не всем понятно, как их вводить, если бизнесу много лет, все привыкли работать по-старому, а IT-новинок на рынке слишком много. С другой стороны, начинающие IT-компании не знают, как привлечь внимание коммерческих гигантов и продать свою идею. Ответить на эти и другие вопросы постарались участники конференции UBconf'2021, которая прошла в Екатеринбурге на этой неделе. Если вы работаете или хотите работать с IT-проектами — вот самая ценная информация от продвинутых спикеров.
Зачем нужны инновации
Инициатором конференции стал Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР), партнер мероприятия — Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Организаторы выступили с первыми вводными докладами.
Так, генеральный директор «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Калаев рассказал, что во многих сферах ощущается все более острая конкуренция при нехватке новых клиентов. Поэтому крупные компании занимают новые ниши, предлагают новые товары: IT-компании запускают службы такси и доставки, телеком — банковские услуги. Здесь не обойтись без инноваций. За рубежом ими занимаются 68% ведущих компаний, в России — только 21%, а значит, спрос на IT-новинки будет только расти. Самая большая активность сейчас в сфере финансов, IT, телекоме, в продуктовом ретейле и торговле.
При этом 80% инноваций рождается внутри компаний. А большая часть внешних стартапов создается людьми, которые когда-то не нашли поддержки и уволились с прежней работы. Поэтому Дмитрий призывает поддерживать своих внутренних бизнесменов, но важно быть готовым к неудаче.
— В российских компаниях нет терпимости к риску. Когда что-то идет плохо, руководство готово казнить ответственного человека, — считает спикер.
Сергей Щербинин, директор департамента развития информационных технологий УБРиР, на собственном опыте рассказал, что делать, чтобы вводить инновации в компании было легче.
— Инновации — это про команду. Важно, чтобы в них включались разные подразделения и все сотрудники участвовали в процессе. Идеи должны помогать зарабатывать или экономить, и люди должны понимать пользу от инноваций. Наконец, инновации — это про любопытство. Самые крутые истории — там, где людям интересно. Сотрудников, которым интересно вводить новое, смотреть, что получится, нужно холить и лелеять, — перечислил Сергей слагаемые успеха.
«Никогда не работайте бесплатно»
Дальше конференция разделилась на два потока: «Технологическая трансформация в крупной компании» и «Внешние и внутренние инновации: кейсы и методология», где приглашенные спикеры из разных отраслей поделились трендами из мира технологий.
Михаил Гаврилов, вице-президент Банка «Санкт-Петербург», рассказал, что может дать работа с внешними стартапами.
— Чтобы понять, какую инвестицию вводить, нужно проанализировать все этапы бизнеса и найти места, где есть транзакционные потери. Составляем список: что «болит», как это влияет на бизнес и сколько стоит эта «боль»? Например, у себя в банке мы хотим, чтобы не осталось ни одного процесса, за который отвечает человек, не нужно было бы ни одного согласования — все решения принимались бы автоматически.
Опытом создания внутреннего акселератора поделился Максим Гашков, руководитель акселератора «Гараж МТС». Он подтвердил уже высказанную мысль, что внутренние сотрудники могут быть очень полезны в создании новых продуктов. В МТС у трети участников акселератора после прохождения изменилась карьера — они перешли на работу в новые отделы или возглавили разработку новых продуктов. Но к таким сотрудникам нужно относиться с пониманием: освобождать их от части обычной рабочей нагрузки и не ставить KPI на старте.
Еще часть экспертов дала советы уже самим стартапам, которые хотели бы работать с большими корпорациями. Звучали установки «никогда не делайте пилот бесплатно», «у вас должен быть быстрый способ для запуска проекта» и «проходите внутренние акселераторы компаний».
А Андрей Батрименко, директор центра развития новых продуктов Академии «Ростеха», и вовсе провел импровизированный разбор коммерческого предложения от стартапов. Разработчики из RevGames и гости конференции наглядно поняли, как важно знать коммерческие показатели.
«Цифровая кухня» банка
Неслучайно организатором IT-конференции стал банк. В 2020 году УБРиР решил масштабно внедрить технологии в рабочие процессы. Он создал бизнес-акселератор для подобных проектов. Для начала собрали запросы со всех отделений банка: нужно было улучшить качество обслуживания, создать чат-боты, обогащать данные и многое другое.
После чего банк устроил кастинг среди стартапов — в акселератор попали 120 самых перспективных компаний. 11 проектов после успешного пилота были запущены в масштабирование. Например, летом в УБРиР начнет работать конструктор документов для автоматизации заполнения типовых форм; сервис по обработке и оцифровке документов и сервис анализа звонков в кол-центр.
Сегодня банк продолжает работу с инновациями: ставит задачу, ищет исполнителя внутри компании или подходящий стартап. Самые «голодные» до инноваций подразделения — маркетинг, розничный бизнес и операционный центр. Они всегда стремятся увеличить скорость работы и повысить качество обслуживания клиентов.
ПАО КБ «УБРиР»