Где вы чаще всего покупаете хлеб, молоко и яйца? В «Магните», «Пятерочке» или в «Верном»? Федеральные сети открыли точки едва ли не в каждой многоэтажке Екатеринбурга. При этом уральские магазины сдают позиции. Вместе с экспертами 2ГИС мы проанализировали, как изменился рынок продуктового ритейла в основных городах Свердловской области за последние пять лет. И немного взгрустнули.
«Пятерочка» захватила Екатеринбург
Всего, согласно данным 2ГИС, в Екатеринбурге и окрестных городах (таких как Первоуральск, Среднеуральск, Верхняя Пышма, Березовский, Ревда, Дегтярск и т. д.) в апреле 2021 года действует 1330 продуктовых магазинов. Лидирующие позиции по числу торговых точек предсказуемо занимает «Пятерочка» — у нее 283 филиала. На втором месте «Магнит» с показателем 218 супермаркетов и 2 гипермаркета. Тройку замыкает «Монетка» со 194 магазинами.
Удивительно, но всего пять лет назад картина разительно отличалась: пальма первенства была у «Магнита» (112 магазинов), второе место занимал «Кировский» (106 магазинов), а «Пятерочка» была на третьем месте (95 магазинов).
— Мы придерживаемся принципов умного роста, открывая магазины только в местах с наибольшей потенциальной рентабельностью и при необходимости закрывая магазины там, где условия менее благоприятны. На сегодняшний день в Екатеринбурге представлено 235 магазинов торговых сетей X5: 206 «Пятерочек» и 29 «Перекрестков». 38 из них были открыты в 2020 году, — комментируют рост в пресс-службе X5 Retail Group.
Как умирает региональный продуктовый ритейл
Число магазинов региональных торговых сетей за последние пять лет заметно поубавилось. К примеру, мы потеряли «Звездный» и «Апродукт». А «Елисей» в два раза сократил число точек, по словам его владельца Александра Оглоблина, местным сетям всё сложнее конкурировать с федеральными.
— Увы, мы — регионалы — не можем конкурировать с федералами по основным брендам (представленным в магазинах. — Прим. ред.). Когда у «Пятерочки» 20 тысяч магазинов, а у «Елисея» — 12, понятно, что закупочная мощность у нас разительно ниже. Федеральные сети могут продавать товар по цене, по которой нам поставщики его поставляют.
«А нам говорят: "Берите товар вагонами и фурами, тогда у вас будут цены как у "Пятерочки"»
— Единственные, кто выживает, — сети, которые находят свое лицо, свои фишки. Для нас это собственное производство и уникальные товары, которых нет в федеральных сетях, — говорит бизнесмен.
Александр Оглоблин считает, что, следуя такой политике, производители наступают на горло сами себе.
— Они практически ничего не зарабатывают на «Пятерочках», но пытаются заработать на небольших местных сетях, которые в результате умирают, потому что не в силах конкурировать с федералами, — считает Александр Оглоблин.
Экономист Константин Селянин подтверждает, что магазинам часто сложно договориться о приемлемой цене с поставщиком, но они стараются найти подходы.
— В переговорах между производителями и торговыми сетями идет бойня. Нужно отдать должное, что торговые сети на стороне покупателя, они стараются всеми силами снизить издержки на логистику, на сопровождение товара, — говорит эксперт.
Еще больше продуктовых магазинов!
Исследование 2ГИС показывает, что за пять лет число продуктовых магазинов в регионе выросло почти в два раза (с 727 в 2016 году до 1330 в 2021 году — рост 82%). Но это далеко не предел.
— Если такой показатель, как количество торговых точек на тысячу населения. В Индии 10,4 магазина на 1000 человек, во Франции — 6,4 магазина, в Англии — 7,3, в Германии — 4,3, а у нас только 2,5. Сейчас магазины пытаются открыться везде, где возможно. Далее, на мой взгляд, будет следующий шаг: после того как точки проработают 5–7 лет, сети проанализируют результаты и неудачные точки будут закрываться, — считает Константин Селянин.
Кандидат экономических наук, доцент РЭУ имени Плеханова Аяз Алиев добавляет, что закрываться будут также региональные сети и одиночные супермаркеты, но рост общего числа магазинов не прекратится — рынок продовольственных товаров далее будет развиваться за счет небольших, но удобных и близких к дому торговых точек. Хотя ситуацию в продуктовом ритейле Екатеринбурга многие уже считают близкой к насыщению.
— Крупные торговые сети за счет эффекта масштаба вытесняют частные магазины, и дальше эта тенденция будет продолжаться. Федеральные игроки выигрывают в сокращении расходов, в ценовой политике, что отражается на конкурентоспособности. Им проще договариваться с оптовиками по вопросам закупок и по вопросам финансовых расчетов. У мелких игроков такие возможности сильно ограничены, — говорит эксперт.
Бизнесмен Александр Оглоблин также считает, что у федеральных сетей в России есть еще масса возможностей для развития. И они ими активно пользуются, открывая торговые точки в новых городах. Сейчас «Пятерочек» и «Магнитов» нет разве что на Дальнем Востоке. Но эксперт считает, что это ненадолго — по его оценкам, нужно около трех лет, чтобы сети появились и в самых отдаленных городах страны.
— Каждый год проводим опрос директоров — просим назвать конкурентов рядом с магазинами. За последние три года их число выросло в два раза. Как правило, это либо федеральные сети, либо фермерские магазины и пекарни открываются рядом с нами, — говорит Александр Оглоблин.
«Могут работать в убыток 10 лет подряд»
Суперсила «Магнитов» и «Пятерочек», по словам экспертов, не только в низкой закупочной цене. Но также в стратегии работы.
— Основные KPI (ключевые показатели эффективности. — Прим. ред.) в работе федеральных торговых сетей не прибыль, а капитализация. Для них гораздо важнее количество точек и объем продаж. Они имеют за счет этого преимущество, ведь не зависят от сиюминутной прибыли, а могут проработать в убыток 3 года и даже 10 лет подряд, — отмечает Константин Селянин.
Кроме того, федеральные сети активно вкладываются в качество обслуживания покупателей, чем может похвастаться далеко не каждая местная сеть.
— Сети поняли тренд, что люди хотят не только низких цен, но и нормальной обстановки. Например, «Пятерочка», которую мы видим сейчас, это не то, что было семь-десять лет назад. Помоечная «Пятерочка» канула в Лету, — говорит Александр Оглоблин. — Сейчас продавцы понимают, что нужно потребителю.
«Потребитель не хочет чувствовать себя свиньей в магазине, он хочет видеть чистый красивый зал с правильным освещением, хороший ассортимент»
Правда, по оценкам экспертов, таких качественно обустроенных магазинов в Свердловской области не более половины. И здесь федеральные сети выступают драйвером роста — на этот формат вынуждены ориентироваться более мелкие игроки. Так что вместе с числом новых торговых точек в регионе должен вырасти и сервис.
Мы писали, что помимо региональных сетей из Екатеринбурга уходят и федеральные — компании отказываются от формата «гипермаркет» в пользу маленьких магазинов у дома. Например, в 2019 году сеть X5 Retail Group закрыла два из трех своих гипермаркетов «Карусель» в Екатеринбурге. Осенью 2020-го закрылся последний магазин бренда в ТРЦ «Алатырь».
В 2020 году из Екатеринбурга ушла еще одна крупная продуктовая сеть — «Райт». Площади в торговых центрах занял «Перекресток».
Но, несмотря на обилие сетей и высокую конкуренцию, цены на продукты в Свердловской области продолжают расти, о том, как они изменились с начала 2021 года, мы рассказывали в этом материале. Почитайте, какой прогноз по поводу роста цен в наступившем году давали экономисты и владельцы торговых сетей.