Уральцы порядком устали от имиджа своего региона как опорного края державы. Ведь Свердловская область — это гораздо больше чем заводы. Это еще и один из центров креатива в стране. Тиски имиджа мешают заявить о себе. Но именно креативные индустрии — будущее экономики. Поэтому область приняла участие в федеральной программе Rurban Creative Lab. В результате на Урале появятся несколько креативных кластеров. Где они будут располагаться, что там будет происходить и что изменится после этого — в специальном репортаже.
Тагильский «Самородок»
Бывшее педагогическое училище «Самородок» в Нижнем Тагиле пустует второй год. После реорганизации студенты переехали в другое помещение. А здание в центре города медленно приходит в упадок. Фасад 1953 года еще сохранил следы былого великолепия: фальшколонны, лепнина, высокие, почти панорамные окна — полноценный образчик сталинского ампира. Хотя краску обновить не помешало бы.
Внутри же — полное запустение. Безлюдные кабинеты, местами обвалившийся потолок, плесень и груды старой мебели. Кубки и грамоты, которые так старательно зарабатывали студенты, лежат сваленные в коробки и никому не нужные.
Но сегодня здание «ожило». По этажам прошла делегация официальных лиц, журналистов и активистов. Все они пытаются представить, как здание преобразится до конца года. Здесь появится первый в городе креативный кластер.
Бывшие учебные классы станут мастерскими художников и ремесленников, появится современный коворкинг, пространства для мастер-классов и open-talk’ов, заработает школа IT-специалистов.
— «Самородок» — очень красивое здание в центре города, если это будет еще и место притяжения молодежи и малого бизнеса, будет здорово. Сегодня с Нижним Тагилом у людей другие ассоциации. Этот же проект — хороший вклад в смену имиджа города, — считает глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев.
Оживет в полную силу «Самородок» в рамках федеральной программы Агентства стратегических инициатив (АСИ) Rurban Creative Lab. Курирует весь проект Министерство инвестиций и развития области при поддержке губернатора. Оператором проекта стал Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства.
Rurban Creative Lab
Программа по преобразованию территорий в креативные кластеры стартовала в самом начале 2021 года. Активисты заметили, что в стране много заброшенных площадок, в которые можно вдохнуть новую жизнь. Подают пример «Винзавод», Flacon и «Новая Голландия». Такие проекты захотелось поставить «на поток». Именно к этому и стремиться АСИ с проектом Rurban Creative Lab. Задача на год — на примере 10 регионов страны отработать устойчивую модель ревитализации пространства.
— Мы должны понять, как из заброшки сделать современное пространство, востребованное местными жителями и приезжими. Мы высказали гипотезу, что пространства могут оживляться через креативные индустрии. Мы не помогаем деньгами, мы делаем так, чтобы пространство ожило с точки зрения творческой составляющей. Второе — будем помогать упаковывать инвестиционную модель, чтобы вложенные суммы имели отдачу, — объясняет руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.
Подал заявку на конкурс по созданию креативных кластеров 81 регион. В финале — 10, среди них и Свердловская область. Теперь предстоит работа «в реале»: создание бизнес-модели и оформление самих площадок.
Уральский креатив
В Свердловской области планы на креатив масштабные. Их обсудили на open-talk в день экскурсии по «Самородку». В этом году хотят запустить три площадки: тагильский «Самородок», кластер в Екатеринбурге и площадку в Черноисточинске. Уже в следующем планируют «взяться» за Уралмаш: площадь Первой Пятилетки и комплекс зданий Уралмашзавода. Есть мысли и о площадках в Новоуральске и Арамиле.
— Сейчас мы разрабатываем нормативно-правовую базу проекта: в процессе закон о креативных индустриях. Там будет прописано, что такое креативный кластер, кто может стать резидентом, как будут регулироваться денежные потоки в кластерах. На площадку «Самородок» градообразующее предприятие Нижнего Тагила ЕВРАЗ уже выделило 10 миллионов рублей, — рассказала министр инвестиций и развития Виктория Казакова.
А подготовку кадров для управления кластерами возьмет на себя областной фонд поддержки предпринимательства. На площадках фонд проведет несколько акселераторов для предпринимателей из разных сфер: fashion-индустрии, новых медиа, IT, туризма, народных ремесел. Образовательные проекты СОФПП помогут начинающим бизнесменам начать получать прибыль от их идей. Фонд планирует обучить не менее 200 человек.
Эксперты признают: уральская креативная среда не умеет зарабатывать на своем творчестве. Поэтому кластеры и образовательные программы будут очень востребованы.
— Художник в большом смысле слова не должен заниматься бизнесом. Им должны заниматься менеджеры, продюсеры, та индустрия, которая делает художника востребованным продуктом, — отмечает Алиса Прудникова, художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале. — На Урале есть потрясающие художники, кураторы, но есть проблемы с продюсерами и культурными журналистами. Креативный кластер — окно в новую и важную профессию в культурном менеджменте.
Будущее кластеров
Стремление превратиться из края промышленного в творческий у уральцев настолько сильно, что креативные кластеры жители создавали еще до федеральных проектов. Первый появился в Сысерти на чугунолитейном заводе. Еще одна развивающаяся территория — «АртРезиденция» на бывшем Черноисточинском железоделательном заводе.
Проходят на Урале креативные события, известные далеко за пределами региона: Индустриальная биеннале современного искусства и фестиваль Ural Music Night. Все они тесно связаны с историей Урала, его корнями. Организаторы признаются: в заброшенных местах есть своя энергетика, история, которая позволяет художнику создать шедевр. Создаваемые сейчас креативные кластеры станут площадками для обоих мероприятий.
Для обычного же жителя креативный кластер станет центром притяжения. Здесь появятся новые бизнесы, а с ними — и новые рабочие места. Жить в городе, где проходят увлекательные события, становится комфортно и интересно.